Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Архив

Методические рекомендации об осуществлении функций классного руководителя

Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта - http://porezk.cap.ru/

Методические рекомендации об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений.

Настоящие методические рекомендации разработаны в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря    2005г. № 854, предназначены для разработки нормативной базы деятельности классного руководителя в общеобразовательном учреждении и адресованы работникам методических служб, руководителям общеобразовательных учреждений, заместителям руководителей общеобразовательных учреждений, педагогическим работникам, выполняющим функции классного руководителя.

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.  Основными задачами воспитания являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.           

Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении призваны выполнять все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении этих задач принадлежит педагогическому работнику, на которого возложены функции классного руководителя (далее – классный руководитель).

В соответствии с дополнением, внесенным в п. 66 Типового положения об общеобразовательном учреждении, постановлением   Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. № 854    на педагогического работника общеобразовательного учреждения с его согласия приказом общеобразовательного учреждения могут возлагаться функции классного руководителя по организации и координации воспитательной работы с обучающимися в классе.

Класс – как правило, группа обучающихся одного возраста, осваивающих единую образовательную программу в соответствии с учебным планом общеобразовательного учреждения.

В соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2. 1178-02 и Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. № 196,    наполняемость  класса составляет 25 человек.

В малокомплектных и малочисленных сельских общеобразовательных учреждениях, где наполняемость отдельных классов составляет менее трех человек, обучающиеся нескольких классов (до 4-х) объединяются в класс-комплект. Независимо от ступени обучения наполняемость двухклассных комплектов должна составлять не более 25, а при объединении в один комплект трех или четырех классов – не более 15 обучающихся.

 

Цели и задачи деятельности классного руководителя

 

Целью деятельности классного руководителя является создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

Задачами классного руководителя являются:

формирование и развитие классного коллектива;

создание ситуации защищенности, благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, психического здоровья обучающихся;  

организация системы отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности классного коллектива;

создание условий для самопознания, саморазвития, самоутверждения каждого ребенка, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей, формирования здорового образа жизни;

защита прав и интересов обучающихся;

организация системной работы с коллективом класса;

гуманизация отношений между обучающимися в коллективе, между обучающимися и педагогами;

содействие формированию у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;

организация социально-значимой,  творческой деятельности  воспитанников  через развитие ученического самоуправления.

 

Функции и должностные обязанности классного руководителя

 

Деятельность классного руководителя - целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе программы воспитания общеобразовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно-ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом образовательного учреждения и ситуации в классном коллективе, межэтнических и межконфессиональных отношений.

Классный руководитель в своей деятельности учитывает уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни, специфику семейных обстоятельств.

Функции классного руководителя.

1. Организационно-координирующая:

     установление связи общеобразовательного учреждения и семьи;

     взаимодействие с учителями-предметниками и другими субъектами образовательного процесса, а также обслуживающим персоналом общеобразовательного учреждения;

     стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей;

     взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом класса в целом как субъектами этой деятельности;

     ведение документации (классный журнал, дневники, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя).

2. Коммуникативная:

    регулирование межличностных отношений между обучающимися;

    установление субъект-субъектных отношений между учителем и обучающимся;

    содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе;

    оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.

3. Аналитико-прогностическая:

    изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;

   определение состояния и перспектив развития классного  коллектива.

  Права и обязанности классного руководителя определяются общеобразовательным учреждением самостоятельно. В большинстве субъектов Российской Федерации действуют примерные положения о классном руководителе, которые определяют основные направления его деятельности, закрепляют права и обязанности.

 При разработке нормативной базы деятельности  классного руководителя рекомендуется руководствоваться следующим.

Классный руководитель имеет право:

получать информацию о психическом и физическом здоровье детей;

контролировать успеваемость каждого обучающегося;

контролировать посещаемость учебных занятий обучающимися;

координировать работу учителей данного класса (а также психолога и социального педагога);

организовывать воспитательную работу с обучающимися класса через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;

вносить на рассмотрение администрации, совета общеобразовательного учреждения предложения, согласованные с коллективом класса;

приглашать для беседы родителей (лиц, их заменяющих);

  по согласованию с администрацией общеобразовательного учреждения обращаться в комиссию по делам несовершеннолетних, в психолого-медико-педагогическую комиссию, в комиссию и советы содействия семье и школе на предприятиях;

получать помощь в организации своей деятельности от педагогического коллектива общеобразовательного учреждения;

определять индивидуальный режим работы с обучающимися исходя из конкретной ситуации;

вести опытно-экспериментальную работу по проблемам воспитания.

       

Обязанности классного руководителя заключаются в:

организации в классе учебно-воспитательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;

оказании помощи обучающемуся в решении возникающих проблем;

установлении контактов с родителями и оказании им помощи в воспитании детей (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования).

Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих обязанностей классному руководителю необходимо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания.

Контроль за деятельностью классного руководителя осуществляет, как правило, заместитель руководителя общеобразовательного учреждения по воспитательной работе.

 

Формы работы классного руководителя

 

В соответствии со своими функциями классный руководитель отбирает формы работы с обучающимися: индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, выполнение совместного поручения, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.), групповые (советы дел, творческие группы, органы самоуправления и др.) или коллективные (коллективные творческие дела, конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.).

При выборе форм работы с учащимися целесообразно руководствоваться следующим:

учитывать воспитательные задачи, определенные на очередной период работы;

определять содержание и основные виды деятельности на основе воспитательных задач;

учитывать принципы организации воспитательного процесса, возможности, интересы и потребности детей, внешние условия, возможности педагогов и родителей;

осуществлять поиск форм работы на основе коллективного целеполагания;

обеспечивать целостность содержания, форм и методов воспитательной деятельности.

 

Режим работы классного руководителя

 

Режим работы классного руководителя определяется общеобразовательным учреждением самостоятельно и фиксируется в его уставе, правилах внутреннего распорядка, расписаниях, планах мероприятий и других локальных актах.

 

Критерии оценки деятельности классного руководителя

 

Эффективность работы классного руководителя можно оценивать на основании двух групп критериев: критерии результативности и критерии деятельности.

Первая группа критериев позволяет оценить, насколько эффективно реализуются целевые и социально-психологические функции. Критерии результативности отражают тот уровень, которого достигают воспитанники в своем социальном развитии (уровень социальных компетенций, общей культуры и дисциплины обучающихся класса, их гражданской зрелости).

Вторая группа критериев позволяет оценить реализацию управленческих функций классного руководителя (деятельность классного руководителя по организации воспитательной работы с обучающимися; взаимодействие  классного руководителя с учителями, работающими в классе; родителями и общественностью по воспитанию, обучению, творческому развитию обучающихся).

Эффективным можно считать труд классного руководителя, в результате которого в равной степени достаточно высоки показатели по обеим группам критериев.  


Информационное наполнение сайта: Бухаленкова В.Г  Техническое сопровождение сайта: Кулясов С.В.
тел. (8-835-43) 2-15-63, факс: 2-17-44
отправить письмо по e-mail
porezk_info2@cap.ru

Администрации городов и районов Чувашской Республики


Сервер органов Государственной власти РФ
Приволжский федеральный округПОРЕЦКИЕ ВЕСТИ

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика