Чёваш Республикин Администрация
Пёрачкав район Порецкого района
администраций. Чувашской Республики
ЙЫШЁНУ ПОСТАНОВЛЕНИЕ
2011 =? июнь 29-м.ш. №182 29 июня 2011 г. №182
Пёрачкав сали с. Порецкое
Об утверждении Программы повышения
эффективности бюджетных расходов
Порецкого района на 2011 и 2012 годы
Во исполнение постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 18 января 2011 г. №1 «Об утверждении Программы повышения эффективности бюджетных расходов Чувашской Республики на 2011 и 2012 годы» п о с т а н о в л я ю:
1. Утвердить:
Программу повышения эффективности бюджетных расходов Порецкого района на 2011 и 2012 годы (приложение № 1);
План мероприятий по реализации в 2011 году Программы повышения эффективности бюджетных расходов Порецкого района на 2011 и 2012 годы (приложение № 2);
План финансирования мероприятий Программы повышения эффективности бюджетных расходов Порецкого района на 2011 и 2012 годы (приложение № 3).
2. Отделам администрации Порецкого района и иным учреждениям:
при формировании и организации исполнения бюджета Порецкого района, а также при подготовке проектов решений Собрания депутатов Порецкого района и иных нормативных правовых актов Порецкого района руководствоваться положениями Программы;
обеспечить своевременное выполнение мероприятий, предусмотренных Программой.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Глава администрации
Порецкого района Е.В. Лебедев
Утверждена
постановлением администрации
Порецкого района
от 29 июня 2011 г. N182
(приложение № 1)
Программа
повышения эффективности бюджетных расходов Порецкого района на 2011 и 2012 годы
Программа повышения эффективности бюджетных расходов Порецкого района на 2011 и 2012 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с Программой Правительства Чувашской Республики по повышению эффективности бюджетных расходов на 2011 и 2012 годы, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 18 января 2011 г. N 1, Посланием Президента Чувашской Республики М. Игнатьева Государственному Совету Чувашской Республики на 2011 год "В молодежь надо верить!", постановлением администрации Порецкого района от 5 мая 2010 г. N 110 "Об основных направлениях бюджетной политики Порецкого района Чувашской Республики в 2011-2013 годах".
Программа определяет базовые принципы, основные цели и задачи бюджетной политики Порецкого района в отношении использования бюджетных ресурсов Порецкого района, обеспечивающего достижение максимально возможного экономического и социального эффекта.
Современное состояние бюджетной системы Порецкого района оценивается как стабильное, характеризуется проведением ответственной и прозрачной бюджетной политики, исполнением в полном объеме принятых бюджетных обязательств, оптимизацией бюджетных расходов на социально-культурную сферу при повышении качества оказываемых социальных услуг, совершенствованием бюджетного планирования и формированием новых межбюджетных отношений с муниципальными образованиями.
По итогам 2010 года, согласно оценке Министерства финансов Чувашской Республики, по качеству управления муниципальными финансами Порецкий район находится на 5 месте среди 26 муниципальных образований Чувашской Республики.
Антикризисные меры, реализованные администрацией района в 2009-2010 гг., позволяют своевременно и в полном объеме исполнять все расходные обязательства Порецкого района, не имея долгов по финансовым обязательствам.
В 2010 году основными тенденциями социально-экономического развития района явились значительный рост объемов промышленного производства к уровню 2009 года (219,5%).
В условиях роста экономических показателей консолидированный бюджет Порецкого района за 2010 год по доходам исполнен в объеме 196349,6 тыс. рублей, или на 100,4 процента к годовым плановым назначениям. Собственные доходы (налоговые и неналоговые доходы) выросли в сравнении с 2009 годом на 7,6 процента.
В последние годы обеспечены качественные сдвиги в системе управления муниципальными финансами:
Решением Собрания депутатов Порецкого района от 17 ноября 2005 г. NС-3/6 "Об утверждении Положения «О регулировании бюджетных правоотношений в Порецком районе" закреплен бюджетный процесс, что обеспечивает прозрачность, легитимность бюджета;
приняты меры, направленные на увеличение и улучшение качества доходной базы местных бюджетов. Решением Собрания депутатов Порецкого района от 15 августа 2002 г. NС-20/4 "Об утверждении Положения о вопросах налогового регулирования в Порецком районе» определены перечень местных налогов, порядок и условия предоставления льгот, отсрочек и рассрочек по налогам, инвестиционного налогового кредита. Решениями представительных органов местного самоуправления Порецкого района приняты решения об установлении местных налогов, определены их ставки. В результате в районе установлены единые стабильные и прозрачные правила в вопросах налогового регулирования по местным налогам для всех субъектов экономики;
произведено четкое разграничение полномочий и, соответственно, расходных обязательств и доходных источников публично-правовых образований (муниципального района и сельских поселений);
решением Собрания депутатов Порецкого района закреплена методика распределения сумм финансовой помощи (трансфертов) на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности сельских поселений, основанная на объективных показателях бюджетной обеспеченности и налогового потенциала муниципальных образований;
в полном объеме ликвидирована просроченная кредиторская задолженность бюджета Порецкого района, бюджетный процесс организован исходя из принципа безусловного исполнения действующих расходных обязательств;
нормативно-правовым актом закреплена система требований к получателям бюджетных гарантий и бюджетных кредитов;
нормативно-правовым актом закреплено ведение Муниципальной долговой книги Порецкого района и единой системы учета консолидированного долга Порецкого района, определены основы управления рисками в области долговой политики;
система казначейства обеспечивает кассовое обслуживание местных бюджетов, эффективный учет и предварительный контроль в процессе исполнения расходных обязательств публично-правовых образований муниципальных образований, формирование достоверной и прозрачной консолидированной бюджетной отчетности;
поэтапно внедряются инструменты бюджетирования, ориентированного на результаты (доклады о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования (ДРОНДы), целевые программы Порецкого района, реестры расходных обязательств и муниципальных услуг, муниципальные задания);
размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд осуществляется по установленным правилам и процедурам, обеспечена публичность этого процесса;
внедрен механизм мониторинга качества финансового менеджмента через систему аналитических индикаторов состояния местных бюджетов. Результаты мониторинга публикуются в средствах массовой информации.
В условиях глобализации экономики, подверженной действию множества непредсказуемых факторов, эффективное и ответственное управление общественными финансами является важнейшей предпосылкой для обеспечения макроэкономической стабильности, развития и повышения благосостояния граждан.
Объективными факторами для разработки и реализации Программы являются:
необходимость безусловного выполнения действующих расходных обязательств, реализации социально значимых районных целевых программ в условиях сложившегося дефицита бюджета Порецкого района, а также снижения бюджетных возможностей вследствие замедления развития экономики;
ожидаемое сокращение объемов финансовой помощи из республиканского бюджета в рамках проводимой на республиканском уровне политики оптимизации межбюджетных отношений с муниципалитетами;
необходимость выполнения норм и требований законодательства Российской Федерации, Чувашской Республики, принятых в рамках проводимой бюджетной реформы;
необходимость реализации мер по повышению доступности и качества оказываемых населению бюджетных услуг, увеличения бюджетной обеспеченности во всех сферах социально-культурной сферы;
высокая степень потребности в инвестициях в сфере здравоохранения, образования, социальной защиты, жилищно-коммунального хозяйства, транспортного обеспечения.
Наряду с вышеперечисленными объективными факторами существуют некоторые системные недостатки и нерешенные проблемы в сфере управления общественными финансами:
недостаточная увязка стратегического планирования с бюджетным планированием, слабость комплексной оценки всего набора инструментов (бюджетных, налоговых, тарифных, нормативного регулирования);
сложившаяся организационно-правовая структура бюджетной сети, не способствующей развитию конкуренции и устранению барьеров на пути привлечения частного сектора к оказанию муниципальных услуг;
наличие условий и стимулов для неоправданного увеличения бюджетных расходов, недостаточность условий для мотивации органов местного самоуправления, а также бюджетных учреждений в повышении эффективности бюджетных расходов и своей деятельности в целом;
потребность в совершенствовании методик оценки деятельности органов местного самоуправления, в том числе оценки эффективности использования ими финансовых ресурсов;
недостаточно увязанное с бюджетным процессом применение инструментов бюджетирования, ориентированного на результаты;
ограниченный опыт внедрения муниципальных заданий;
необходимость повышения эффективности деятельности отдельных муниципальных унитарных предприятий, организаций ряда отраслей экономики, таких как сельское хозяйство, жилищно-коммунальное хозяйство;
наличие неучтенных и бесхозяйных объектов недвижимости и инженерной инфраструктуры;
пробелы в системе контроля (аудита) за эффективностью использования бюджетных средств, в том числе при осуществлении бюджетных закупок.
В целом реализация Программы направлена на дальнейшее развитие сформированного в результате антикризисных мер механизма социальной поддержки населения района, обеспечение устойчивого функционирования социально-культурной сферы, наращивание объема и качества бюджетных услуг и услуг общественной инфраструктуры, поиск новых форм социальной защиты населения, включая меры по обеспечению и содействию занятости населения Порецкого района.
Цель Программы - создание условий для дальнейшего повышения эффективности деятельности публично-правовых образований по выполнению муниципальных функций и обеспечению потребностей граждан и общества в муниципальных услугах, увеличению их доступности и качества, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития Порецкого района.
Базовым условием реализации Программы является обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Порецкого района.
Для достижения цели Программы необходимо создание механизмов, направленных на решение следующих основных задач:
усиление роли бюджета Порецкого района в решении вопросов модернизации и инновационного развития экономики Порецкого района;
четкое определение сфер ответственности как публично-правовых образований, так и органов местного самоуправления;
обеспечение более тесной увязки стратегического и бюджетного планирования и целеполагания бюджетных расходов с мониторингом достижения заявленных целей;
создание условий для повышения эффективности деятельности публично-правовых образований по обеспечению муниципальных услуг;
создание механизмов стимулирования участников бюджетного процесса к повышению эффективности бюджетных расходов и проведению структурных реформ;
повышение качества финансового управления в общественном секторе;
повышение прозрачности и подотчетности деятельности органов местного самоуправления, в том числе за счет внедрения требований к публичности показателей их деятельности;
обеспечение более тесной увязки между количеством и составом имущества, находящегося в собственности публично-правовых образований, и полномочиями органов местного самоуправления;
повышение эффективности использования бюджетных средств на обеспечение деятельности учреждений бюджетной сферы за счет реализации энергосберегающих мероприятий.
Для обеспечения реализации указанных задач в 2011 и 2012 годах предлагается принять решения по следующим основным направлениям:
обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Порецкого района;
развитие программно-целевых принципов формирования бюджета, включая подготовку перехода к программному бюджету;
повышение эффективности оказания муниципальных услуг путем совершенствования системы муниципальных заданий и реструктуризации бюджетной сети с учетом новых требований действующего законодательства;
повышение эффективности управления муниципальным имуществом;
совершенствование инструментов управления и контроля на всех стадиях муниципальных закупок;
развитие механизмов заинтересованности муниципальных образований в повышении эффективности местных бюджетов;
совершенствование муниципального финансового контроля и внедрение внутреннего контроля;
повышение энергоэффективности в бюджетной сфере;
развитие информационной составляющей системы управления общественными финансами.
Содержанию реформ по указанным направлениям посвящены соответствующие разделы Программы. Реализация предлагаемых мер создаст организационные и правовые предпосылки для повышения эффективности бюджетных расходов по конкретным направлениям (отраслям экономики и социальной сферы).
Экономический эффект от реализации Программы будет выражаться в развитии организационных и правовых предпосылок для повышения эффективности бюджетных расходов по конкретным направлениям (отраслям экономики и социальной сферы).
Необходимым условием решения задач Программы являются долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджетной системы Порецкого района.
Устойчивость бюджетной системы - это состояние общественных финансов, при котором обеспечиваются нормальное функционирование субъекта публичной власти, реализация всех закрепленных за ним полномочий на основе полного и своевременного финансирования предусмотренных по бюджету расходов, включая погашение и обслуживание внутреннего долга. Устойчивость бюджетной системы позволяет судить о прочности финансовой основы деятельности субъекта публичной власти.
Устойчивость бюджетной системы обеспечивается в первую очередь балансом между располагаемыми доходами и бюджетными расходами не только в пределах года, но и в будущих бюджетных периодах, особенно в условиях меняющейся экономики, конъюнктуры.
Несмотря на положительные изменения в системе межбюджетных отношений, достигнутые в ходе бюджетно-налоговых реформ, сохраняются существенные диспропорции между объемом принятых муниципальным образованием расходных обязательств и объемом располагаемых доходов, являющиеся причиной возникновения дефицита местных бюджетов. Таким образом, когда перед органами местного самоуправления стоит задача социально-экономического развития территорий и качественной реализации возложенных полномочий, вопрос преодоления системного дефицита для большинства муниципалитетов весьма актуален.
В Порецком районе в 2011-2013 годах исходя из разных сценариев развития индекс промышленного производства прогнозируется на уровне 110,5 процента, 114,0 процентов к 2010 году, рост инвестиций в основной капитал по всем источникам финансирования - 106,7 процента.
Учтено увеличение норматива зачисления в бюджет муниципального района единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности - с 90 до 100 процентов, единого сельскохозяйственного налога - с 30 до 35 процентов.
В номинальном выражении доходы бюджета Порецкого района прогнозируются в 2011 году в сумме 141,7 млн. рублей, в том числе собственные доходы (налоговые и неналоговые доходы) - 42,1 млн. рублей.
Проблема несбалансированности проявляется особенно в период финансового кризиса, когда ухудшение условий функционирования экономики приводит к замедлению роста или снижению доходов бюджетов, а расходные обязательства сохраняются практически на прежнем уровне. Дефицит становится угрозой выполнения социальных обязательств государства, и для его преодоления применяются все методы мобилизации доходов и оптимизации использования бюджетных средств, направленные на обеспечение баланса. Когда возможности привлечения традиционных доходных источников (налоги, сборы, отчисления и др.) и сокращения расходов исчерпаны, на покрытие дефицита бюджета направляются заемные средства. Формирование эффективного механизма заимствований, позволяющего привлекать дополнительные ресурсы при минимальных издержках, - суть долговой политики Порецкого района, нацеленной прежде всего на преодоление дефицитности бюджета и достижение его сбалансированности.
В связи с этим проведение предсказуемой и ответственной бюджетной политики является важнейшей предпосылкой для обеспечения макроэкономической стабильности экономики, которая:
создает базовые условия для устойчивого экономического роста, улучшения инвестиционного климата, диверсификации и повышения конкурентоспособности субъектов экономики, основанной на инновационном развитии;
ведет к созданию новых рабочих мест, требующих привлечения трудовых кадров высокой квалификации;
определяет достижение ключевой конечной цели стратегии социально-экономического развития Порецкого района- роста уровня и качества жизни ее населения.
Ухудшение условий функционирования экономики вследствие макроэкономической нестабильности неизбежно приводит к замедлению роста или, в особо неблагоприятных условиях, к снижению доходов бюджетов бюджетной системы, то есть к сокращению возможностей публично-правовых образований не только для достижения заявленных долгосрочных стратегических целей, но и для исполнения принятых публичных обязательств перед гражданами.
Для обеспечения долгосрочной устойчивости и стабильности бюджетной системы Порецкого района необходимо установление и соблюдение четко сформулированных принципов ответственной бюджетной политики, к которым относятся:
планирование основных бюджетных параметров на средне- (до 3 лет) и долгосрочную (свыше 3 лет) перспективу в рамках единой макроэкономической политики;
консервативность и надежность экономических прогнозов и предпосылок, положенных в основу бюджетного планирования;
наличие и соблюдение при выработке средне- и долгосрочной бюджетной политики критериев (показателей) реалистичности и устойчивости бюджета Порецкого района;
полнота и точность учета и прогнозирования финансовых и других ресурсов, которые могут быть направлены на достижение целей муниципальной политики (включая в том числе бюджетные ассигнования, налоговые льготы, гарантии и имущество);
ограничение бюджетного дефицита, муниципального долга и недопущение кредиторской задолженности;
принятие новых расходных обязательств при наличии четкой оценки необходимых для их исполнения бюджетных ассигнований на весь период их исполнения;
соблюдение установленных бюджетных ограничений при принятии новых расходных обязательств, в том числе при условии и в пределах реструктуризации (сокращения) ранее принятых обязательств (в случае необходимости);
систематический анализ и управление рисками в бюджетно-налоговой сфере, в том числе оценка средне- и долгосрочных последствий принятия новых расходных (условных) обязательств или тенденций, приводящих к дополнительным расходам, с учетом стабильности и предсказуемости бюджетных доходов.
Для реализации указанных выше принципов планируется принять следующие основные меры:
формирование долгосрочного прогноза социально-экономического развития Порецкого района (на срок не менее 20 лет), формирование бюджета на основе долгосрочного бюджетного прогнозирования;
использование для целей бюджетного планирования консервативного макроэкономического прогноза;
создание общих (инфраструктурных) условий для повышения деловой активности на территории муниципальных образований путем активизации предпринимательской деятельности посредством разработки различных программ экономического развития территорий, отдельных направлений, отраслей и секторов; стимулирование деловой активности за счет предоставления различного рода налоговых, имущественных и иных неналоговых преференций, за счет предоставления бюджетных кредитов и гарантий; стимулирование деятельности местных производителей и субъектов малого предпринимательства на основе механизма конкурсных закупок продукции, товаров, работ и услуг для муниципальных нужд;
совершенствование администрирования собственных налоговых и неналоговых доходов, исключение возможности генерации неплатежей со стороны бюджетов;
оптимизация числа налоговых льгот;
уточнение формы и порядка ведения реестра расходных обязательств с его взаимной увязкой с реестром муниципальных контрактов и введением правил корректировки (пересчета) объемов действующих расходных обязательств;
обеспечение формирования и реализации районной адресной инвестиционной программы, включающей планируемые и достигаемые результаты осуществления инвестиционных расходов;
формализация порядка и критериев инициирования и принятия решений по введению новых (увеличению действующих) расходных обязательств с усилением ответственности органов местного самоуправления за достоверность оценки их объемов и сроков исполнения;
совершенствование организации и методологии прогнозирования кассового исполнения бюджета Порецкого района с установлением ответственности главных распорядителей средств бюджета Порецкого района за качество и соблюдение показателей кассового плана;
развитие механизма эффективного управления муниципальным имуществом муниципальными унитарными предприятиями и муниципальными учреждениями, пакетами акций и объектами недвижимости.
Несмотря на то, что доля собственных доходов бюджета Порецкого района возрастет от 72,3 процента в 2011 году до 76,4 в 2013 году, существующая доходная база бюджета района предопределяет зависимость бюджетной системы Порецкого района от республиканской поддержки в виде трансфертов, других видов денежной помощи и республиканских программ. Кроме того, особенностью российской налоговой системы является закрепление баз налоговых доходов за муниципалитетами, несоразмерное с их расходными обязательствами. Практически ни один элемент налоговой базы, кроме относительно небольших источников (налоги на имущество), не относится напрямую к источникам доходов местных бюджетов. Имеет место также системное недополучение доходов по причине предусмотренных законодательством Российской Федерации налоговых льгот.
Эти особенности приводят к низкой предсказуемости налоговых доходов, распылению усилий органов местного самоуправления муниципалитетов в области налогообложения. Вместе с тем ограничен инструментарий муниципалитетов по установлению прямой зависимости между объемом и качеством услуг и доходной базой для их финансирования, что приводит к дисбалансу общественного и частного секторов.
Бюджетная политика Правительства Российской Федерации в сфере межбюджетных отношений в 2011-2013 годах будет сосредоточена на решении следующих задач:
корректировка механизмов оказания финансовой помощи субъектам Российской Федерации в целях повышения ее эффективности;
формирование устойчивой собственной доходной базы региональных и местных бюджетов, создание стимулов по ее наращиванию;
совершенствование системы разграничения расходных обязательств между органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Все это предполагает необходимость жесткой экономии и оптимизации расходов бюджета Порецкого района и наращивание собственного экономического и доходного потенциала.
При этом на федеральном уровне планируются необходимые предпосылки для обеспечения стабильности местных бюджетов, а также создания устойчивых стимулов для органов местного самоуправления по ее наращиванию, а именно:
поэтапно сократить установленные федеральными законами льготы по местным налогам;
усилить действенность требований по зачислению налоговых доходов в местные бюджеты по месту деятельности предприятий, а также снизить негативные последствия использования трансфертного ценообразования с целью недопущения перемещения налоговой базы между регионами;
повысить использование потенциала имущественных налогов и земельного налога, а также ускорить подготовку введения налога на недвижимость;
обеспечить доступность для финансовых органов муниципальных образований информации о выполнении юридическими лицами обязательств по уплате налогов и других платежей, поступающих в местные бюджеты;
создать механизм поддержки ликвидности счетов местных бюджетов, основанный на предоставлении Федеральным казначейством из федерального бюджета муниципальным образованиям краткосрочных бюджетных кредитов, в том числе беспроцентных, на покрытие временных кассовых разрывов;
разработать методические рекомендации (типовые методики) по прогнозированию доходов бюджетов муниципальных образований;
повысить эффективность взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при администрировании налогов и других платежей;
расширить права регионов по установлению по единым принципам для отдельных типов муниципальных образований нормативов отчислений в местные бюджеты от налогов, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации, а также закрепить нормативы отчислений от единого сельскохозяйственного налога и налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за местными бюджетами.
Перечисленные меры приведут к определенному положительному результату на этапе преодоления кризисных явлений в экономике, сориентируют органы власти и управления на проявление самостоятельности, инициативы и ответственности, обеспечат последовательное внедрение и расширение новых принципов взаимодействия между властью и бизнесом, станут показателем наличия политической воли к достижению основных целей и ценностей демократических рыночных реформ в муниципальных образованиях в целом с учетом специфики ее социально-экономического положения и культурных особенностей.
Для надежной сбалансированности бюджета Порецкого района необходимо эффективное управление муниципальным долгом. Кроме того, высока потребность в капитальных вложениях практически во все области муниципальной деятельности (здравоохранение, образование, культура, социальная защита, жилищно-коммунальное хозяйство). В этих условиях существует необходимость привлечения заемных финансовых ресурсов для осуществления инвестиционных расходов.
Для этого планируется реализовать следующие меры:
осуществление заимствований в пределах норм, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, применение рыночных инструментов заимствований, а также четкое соблюдение сроков выплаты всех долговых обязательств Порецкого района и обеспечение раскрытия информации о долге;
осуществление заимствований, как правило, на инвестиционные цели, последовательное снижение дефицита бюджета Порецкого района и муниципального долга Порецкого района.
Социально-экономическое развитие Порецкого района в ближайшее время будет происходить в условиях относительно низких доходов. Это потребует от всех участников бюджетного процесса проведения еще более предсказуемой и ответственной бюджетной политики, направленной на достижение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Порецкого района, политики, которая создает базовые условия для устойчивого экономического роста, укрепления доходной базы, улучшения инвестиционного климата, диверсификации и повышения конкурентоспособности субъектов экономики, основанной на инновационном развитии, ведет к созданию рабочих мест и росту уровня и качества жизни населения.
Наряду с обеспечением долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Порецкого района для реализации целей и задач Программы необходимо четкое определение полномочий (прав и ответственности) и принципов деятельности органов местного самоуправления.
Это является необходимым условием для устранения избыточных и дублирующих функций и полномочий органов государственной власти Чувашской Республики и органов местного самоуправления, наличие которых приводит как к увеличению бюджетных расходов, так и к размыванию ответственности за результаты деятельности.
Законодательством Чувашской Республики разграничены доходные и расходные полномочия между органами государственной власти и органами местного самоуправления, что предполагает независимость каждого уровня публичной власти в финансовых вопросах и четко расписывает сферу ответственности каждого.
С 2006 года в Порецком районе реализуется Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", построены новые межбюджетные отношения с учетом образования четвертого уровня бюджетной системы - поселенческого, которые основаны на принципах, создающих стабильные долговременные условия для формирования местных бюджетов и сокращения дифференциации уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований.
В районе ведется ежемесячный мониторинг оценки качества управления финансами и платежеспособности муниципальных образований при предоставлении финансовой помощи, в основе которого лежит система индикаторов, отражающих ключевые факторы платежеспособности, определяющие текущее финансовое состояние и потенциальные финансовые возможности, устойчивость по отношению к воздействию негативных внешних факторов, уровень методологического и нормативно-правового обеспечения бюджетного процесса, результаты внедрения передовых практик управления финансами, доступность и объективность информации о финансово-экономическом состоянии территории. Результаты оценки качества управления финансами и платежеспособности муниципальных образований публикуются в средствах массовой информации и сети Интернет.
В целом межбюджетные отношения с бюджетами сельских поселений строятся таким образом, чтобы муниципалитеты в большей степени ориентировались на собственные силы и собственную компетенцию, а суммы финансовой помощи из бюджета Порецкого района должны оптимизироваться. Реализация указанного принципа в условиях весьма ограниченных ресурсов района и с учетом проводимой на современном этапе бюджетной реформы становится важнейшей задачей.
Публично-правовые образования, а также созданные ими органы управления и казенные учреждения в рамках реализации принятых на федеральном уровне законодательных норм наделяются статусом юридического лица и будут выступать в гражданских правоотношениях только от имени соответствующего публично-правового образования. Большинство нынешних бюджетных учреждений, как и автономные учреждения, получат возможность действовать от своего имени, иметь собственное имущество и доходы, в том числе получая субсидии из бюджетов на оказание муниципальных услуг.
Кроме того, становится актуальной задача оптимизации структуры органов местного самоуправления с целью централизации исполнения специально созданными для этих целей организациями таких функций (непосредственно не связанных с муниципальным управлением, как работа с населением и организациями по принципу "одного окна" (многофункциональные центры), обеспечение органов местного самоуправления соответствующими кадрами, разработка и экспертиза проектно-сметной документации и т.п.
Реализация этого принципа в сфере управления финансовыми ресурсами на основе единого бюджетного счета, учета и составления финансовой отчетности доказала свою эффективность и создает предпосылки для его распространения на другие сферы деятельности публично-правового образования.
Эффективное решение обозначенных в настоящем разделе задач позволит получить реальное снижение бюджетных расходов на местное самоуправление.
Для формирования и систематизации целей и задач субъектов бюджетного планирования в Порецком районе сформирована система целей социально-экономического развития района исходя из следующих основных документов среднесрочного планирования:
Стратегия социально-экономического развития Порецкого района до 2020 года;
постановления администрации Порецкого района, направленные на определение основных направлений бюджетной политики, формирование современной инфраструктуры, развитие малого и среднего предпринимательства, формирование инновационной среды и информационных технологий, развитие человеческого потенциала, обеспечение опережающего развития эффективной системы непрерывного образования, физической культуры и спорта, здорового образа жизни;
схема территориального планирования Порецкого района;
районные целевые программы.
Данные документы являются ключевыми в системе муниципального планирования, взаимоувязаны между собой, направлены на изменение стандартов жизни и повышение уровня благосостояния населения Порецкого района.
В целях расширения сфер применения программно-целевых методов бюджетного планирования с 2008 года в районе приступили к разработке докладов об основных направлениях деятельности.
Следует отметить, что хотя разработка ДРОНДов в целом способствует увязке информации о целях, задачах и результатах деятельности с фактическими и планируемыми объемами бюджетного финансирования, фактическое выделение финансовых ресурсов, необходимых на достижение заявленных целей и задач, производится в отрыве от содержания ДРОНДов. Обоснование бюджетных ассигнований недостаточно увязано с показателями непосредственного и (или) конечного результата использования бюджетного ассигнования (результата деятельности субъекта бюджетного планирования).
На уровне Российской Федерации в качестве одного из инструментов повышения эффективности бюджетных расходов как составной части эффективности деятельности органов местного самоуправления предлагается принять программно-целевой принцип организации их деятельности.
В рамках перехода на новый принцип планирования, наравне с уже действующими районными целевыми программами, планируется ввести более широкое понятие муниципальной программы.
Муниципальная программа Порецкого района (далее - муниципальная программа) - документ, определяющий цель, задачи, результаты, основные направления и инструменты политики, обеспечивающий реализацию в установленные сроки Стратегии социально-экономического развития Порецкого района до 2020 года, других крупномасштабных мероприятий районного значения.
Ответственными за разработку и реализацию муниципальных программ являются органы местного самоуправления Порецкого района.
Общими принципами разработки и реализации муниципальных программ являются:
формирование муниципальных программ исходя из четко определенных долгосрочных целей социально-экономического развития и индикаторов их достижения;
установление для муниципальных программ, как правило, измеримых результатов двух типов: конечных результатов, характеризующих удовлетворение потребностей внешних потребителей, и непосредственных результатов, характеризующих объемы и качество оказания муниципальных услуг, прогнозируемых при заданных условиях;
охват муниципальными программами всех сфер деятельности органов местного самоуправления, соответственно, большей части бюджетных ассигнований, других материальных ресурсов, находящихся в их распоряжении, а также интеграция регулятивных (правоустанавливающих, правоприменительных и контрольных) и финансовых (бюджетных, налоговых, имущественных, кредитных, долговых) инструментов для достижения целей муниципальных программ;
наделение органов местного самоуправления и их должностных лиц, осуществляющих управление муниципальными программами и их подпрограммами, полномочиями, необходимыми и достаточными для достижения целей программ в соответствии с принципами и требованиями проектного управления;
проведение регулярной оценки результативности и эффективности реализации муниципальных программ, в том числе внешней экспертизы, оценки их вклада в решение вопросов модернизации и инновационного развития экономики с возможностью их корректировки или досрочного прекращения, а также установление ответственности должностных лиц в случае неэффективной реализации программ.
Предполагается, что состав подпрограмм и планируемые результаты их реализации будут определяться муниципальной программой, а бюджетные ассигнования на их достижение будут утверждаться решением представительного органа местного самоуправления о бюджете Порецкого района на очередной финансовый год.
Для реализации вышеизложенных подходов необходимо:
утвердить порядок разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ;
определить перечень муниципальных программ и организовать подготовку проектов муниципальных программ;
определить порядок планирования объемов бюджетных ассигнований бюджета Порецкого района на реализацию муниципальных программ на среднесрочный период с учетом необходимости его увязки с бюджетным процессом.
Внедрение нового программно-целевого принципа организации деятельности органов местного самоуправления и необходимость создания условий для планирования бюджетных ассигнований по новым принципам требуют изменения процесса составления и утверждения бюджета Порецкого района.
При этом предполагается, что в течение ближайших двух-трех бюджетных циклов будут действовать переходные положения, позволяющие формировать программную структуру расходов бюджета Порецкого района в соответствии с проектами муниципальных программ с поэтапным расширением числа программ и подпрограмм, утвержденных в установленном администрацией Порецкого района порядке.
После внесения изменений в бюджетное законодательство утвержденные муниципальные программы, а также отчеты об их реализации предполагается представлять в представительный орган местного самоуправления. Программная структура должна охватывать значительную часть расходов бюджета Порецкого района.
Необходимо учитывать, что по мере развития программно-целевого принципа организации деятельности органов исполнительной власти Порецкого района будет возрастать необходимость расширения полномочий и ответственности органов исполнительной власти Порецкого района, отвечающих за реализацию соответствующих программ и подпрограмм, уточнения их структуры и полномочий.
Укрупнение структуры расходов позволит существенно сократить количество оснований для внесения изменений в сводную бюджетную роспись бюджета Порецкого района и одновременно расширить полномочия главных распорядителей средств бюджета Порецкого района в формировании и ведении собственных бюджетных росписей.
Внедрение принципов формирования программного бюджета предполагает сохранение и усиление роли существующих инструментов бюджетного планирования: реестра расходных обязательств, адресной инвестиционной программы, обоснований бюджетных ассигнований.
Данное направление Программы предполагает продолжение реализации административной реформы. Основной акцент будет сделан на проектном принципе организации деятельности органов власти, в том числе на применении его в процессе реализации муниципальных программ и организации процедур внутреннего контроля деятельности соответствующих органов.
Основными направлениями повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления Порецкого района должны стать:
противодействие коррупции и снижение административных барьеров;
совершенствование контрольно-надзорной деятельности;
оптимизация численности муниципальных служащих Порецкого района;
передача функций органов власти Порецкого района, не отнесенных к основному виду деятельности, специализированным организациям, создаваемым для обслуживания одновременно нескольких органов, или размещение муниципальных заказов на соответствующие услуги (аутсорсинг);
переход на оказание услуг по осуществлению юридически значимых действий органами местного самоуправления в электронной форме;
оптимизация межведомственного взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий путем раскрытия информации о деятельности органов местного самоуправления.
Важной сферой оптимизации деятельности публично-правовых образований является управление муниципальной собственностью, для повышения эффективности которого предлагается реализация мер по следующим основным направлениям:
упорядочение состава имущества публично-правовых образований и обеспечение его учета, оценка недвижимости, признание прав и регулирование отношений по муниципальной собственности Порецкого района;
проведение в рамках совершенствования правового положения муниципальных учреждений Порецкого района полной инвентаризации имущества, находящегося на балансах муниципальных учреждений Порецкого района;
замена практики передачи имущества, специально приобретенного за счет бюджетных средств одного публично-правового образования, другому публично-правовому образованию путем предоставления субсидий на соответствующие цели, распределяемых по прозрачным критериям (за исключением случаев оборота имущества, передаваемого в целях обеспечения полномочий публично-правовых образований);
совершенствование системы показателей оценки эффективности использования муниципального имущества;
совершенствование методики оценки эффективности использования муниципального имущества, доходов от его использования в местные бюджеты;
ужесточение контроля за соблюдением установленных процедур предоставления в собственность (сдачи в аренду) земельных участков и помещений, находящихся в муниципальной собственности, усиление контроля за деятельностью организаций, использующих в своей хозяйственной деятельности муниципальное имущество;
проведение анализа перечня изъятых из оборота и ограниченных в обороте земель, оценка их эффективности с целью дальнейшей оптимизации земельного фонда;
оптимизация сети муниципальных унитарных предприятий, приватизация имущества, не обеспечивающего выполнение муниципальных функций, совершенствование приватизационных процедур;
формирование экономически обоснованной дивидендной политики;
постоянная актуализация информационной базы рыночной оценки объектов муниципального имущества;
расширение системы использования муниципальных ликвидных активов в качестве залогового инструмента при привлечении заимствований.
Существующая в настоящее время система бюджетных учреждений, сформированная в иных социально-экономических условиях, до сих пор функционирует в отрыве от современных требований к развитию государственного сектора. А органы власти осуществляют содержание существующей сети бюджетных учреждений вне зависимости от объема и качества оказываемых ими муниципальных услуг.
Количество бюджетных учреждений, финансируемых за счет средств бюджета Порецкого района и бюджетов сельских поселений Порецкого района, в настоящее время составляет 82 единицы.
В районе много сделано по совершенствованию, реструктуризации и оптимизации бюджетных учреждений. В межбюджетных отношениях ряд лет применяется принцип подушевого распределения финансовых ресурсов.
В Порецком районе осуществлена полномасштабная реструктуризация бюджетной сети. Например, прошли реструктуризацию 15 школ, создано 5 базовых школ. Сокращение малокомплектных школ и создание образовательных центров привели к значительному повышению уровня образовательного процесса. Повысилась возможность выпускников школ для поступления в вузы, а переход на систему подушевого финансирования образовательных услуг стал реальной гарантией качественного образования вне зависимости от места предоставления услуг.
В районе осуществляется поэтапная работа по переходу на одноканальное финансирование системы здравоохранения через систему обязательного медицинского страхования, что позволяет переходить на осуществление расчетов за оказанные услуги по полным тарифам на основе стандартов оказания медицинской помощи.
Серьезная работа проделана по совершенствованию системы оплаты труда в бюджетных учреждениях, направленная на стимулирование персонала на повышение качества услуг. С 1 января 2009 г. все учреждения, финансируемые из бюджета Порецкого района, переведены на отраслевые системы оплаты труда.
В последнее время осуществляется перевод бюджетных учреждений в автономные. По состоянию на 15 июня 2011 г. в районе создано 1 автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа «Дельфин». Это явилось предварительным этапом совершенствования деятельности бюджетных учреждений, направленным на создание предпосылок для повышения качества оказания муниципальных услуг, внедрения элементов рыночности в деятельность муниципальных учреждений, обеспечения больших возможностей для ускоренного развития наиболее успешных муниципальных учреждений.
Вместе с тем в разрезе конкретных учреждений действует принцип финансирования исходя из необходимости содержания существующих мощностей, а не исходя из объемов оказываемых услуг. Планирование в основном осуществляется методом индексации расходов, в результате чего отсутствует стимул к оптимизации расходов в части как их совокупных объемов, так и структуры.
Одним из ключевых элементов бюджетной реформы, нацеленной на переход от системы управления затратами к системе управления по результатам, является реформирование бюджетной сети, осуществляемое в рамках реализации Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Закон N 83-ФЗ).
Целями данного направления Программы являются:
повышение доступности и качества муниципальных услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения и других социально значимых сферах;
привлечение и сохранение в бюджетной сфере высокопрофессиональных кадров;
создание условий для оптимизации бюджетной сети;
развитие материально-технической базы муниципальных учреждений, в том числе за счет более активного привлечения средств из внебюджетных источников;
снижение неустановленных видов оплаты услуг муниципальных учреждений;
внедрение в деятельность муниципальных учреждений элементов конкурентных отношений.
Для достижения указанных целей необходимо решить следующие взаимосвязанные задачи:
совершенствование правового статуса муниципальных учреждений;
внедрение новых форм оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг;
повышение открытости деятельности учреждений, оказывающих муниципальные услуги, для потребителей этих услуг.
В соответствии с изменениями, внесенными Законом N 83-ФЗ в Гражданский кодекс Российской Федерации, муниципальное учреждение может создаваться в форме бюджетного (нового типа), автономного или казенного учреждения.
Выбор соответствующего правового статуса должен осуществляться с учетом возможности функционирования учреждения на основе рыночных принципов.
Предполагается изменить механизмы финансового обеспечения бюджетных учреждений (с расширенным объемом прав), оказывающих муниципальные услуги:
перевести их к 2012 году со сметного финансового обеспечения их деятельности на предоставление им субсидий на выполнение муниципальных заданий;
предоставить право бюджетным учреждениям (с расширенным объемом прав) зачислять доходы от приносящей доходы деятельности в самостоятельное распоряжение этих учреждений;
исключить субсидиарную ответственность Порецкого района по обязательствам бюджетных учреждений (с расширенным объемом прав);
расширить права бюджетных учреждений по распоряжению любым закрепленным за ними движимым имуществом, за исключением особо ценного движимого имущества, перечень которого устанавливает орган местного самоуправления, выполняющий функции учредителя соответствующего учреждения.
Создание нового типа муниципальных учреждений - казенного учреждения, статус которого, по сути, совпадает с ранее закрепленным в законодательстве Российской Федерации статусом бюджетного учреждения, будет сопровождаться дополнительным ограничением в виде зачисления всех доходов, полученных от приносящей доход деятельности, в соответствующий бюджет. При этом процедура перевода бюджетных учреждений в казенные учреждения должна обеспечить минимизацию организационных мероприятий, связанных с изменением статуса казенных учреждений, и сведение их только к внесению изменений в устав (типовой устав) учреждения или положение о нем.
До 1 января 2012 г. устанавливается переходный период, который позволит как бюджетным учреждениям с расширенным объемом прав, так и казенным учреждениям функционировать в прежнем правовом режиме.
Перевод бюджетных учреждений на предоставление субсидий на оказание муниципальных услуг потребует совершенствования практики формирования муниципальных заданий для муниципальных учреждений и их финансового обеспечения.
Муниципальные задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности будет устанавливать орган исполнительной власти Порецкого района, осуществляющий функции и полномочия его учредителя.
Для обеспечения реализации полномочий бюджетных учреждений необходимо реализовать заложенный в Бюджетном кодексе Российской Федерации принцип использования проектов муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг при планировании бюджетных проектировок.
В условиях посткризисного развития финансовой системы усиление контроля расходования бюджетных средств на всех стадиях осуществления муниципальных закупок является одной из наиболее актуальных задач бюджетной политики Порецкого района. Только полная информационная открытость в сфере муниципальных закупок позволит добиться прозрачности и эффективности использования бюджетных средств.
Одним из инструментов, объединяющим элементы контрактной системы, будет являться официальный сайт Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о проведении торгов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд. За счет функционирования такого сайта будет обеспечена возможность проведения мониторинга заключения, изменения и исполнения контрактов и анализа стоимостной информации. Заказчикам будет предоставлена возможность доступа к методической и правовой информации по вопросам, связанным с планированием закупок, размещением заказов и исполнением контрактов, путем выделения в рамках официального сайта информационно-справочного блока.
В Чувашской Республике одновременно с централизацией информации о заказах на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет и процедур закупок на единых федеральных площадках (электронные аукционы) планируется интегрировать в единое целое бюджетный процесс и процедуры планирования закупок товаров, работ и услуг для нужд публично-правовых образований.
Совместное применение программного комплекса "WEB-Торги-КС" с системой планирования и исполнения бюджета "Бюджет-КС" позволяет значительно повысить финансовую дисциплину муниципальных заказчиков начиная с момента формирования заявки на закупку и заканчивая финансированием муниципальных контрактов, что достигается возможностями комплексного программного решения.
Кроме того, дополнительно предусматривается:
создание и внедрение единой товарно-информационной системы, объединяющей всю информацию по закупкам для муниципальных нужд и позволяющей обществу контролировать расходование бюджетных средств;
определение начальных цен продукции для разных ее типов, проведение мониторинга цен, предметов закупки, производителей и поставщиков товаров, работ и услуг;
переход на планирование закупок для муниципальных нужд на среднесрочный период в составе прогнозов социально-экономического развития, разрабатываемых в составе документов для формирования бюджета Порецкого района на очередной финансовый год;
использование в бюджетном процессе планов закупок бюджетополучателей в качестве обязательных приложений к бюджетным заявкам на очередной финансовый год, представление сведений об исполнении планов закупок главными распорядителями средств бюджета Порецкого района в составе отчетов об исполнении бюджета за финансовый год, а также в докладах о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования;
повышение роли и потенциала субъектов бюджетного планирования в системе муниципальных закупок, в том числе функций мониторинга, рассмотрения жалоб, применения информационных технологий и повышения квалификации;
установление обязанности заказчика применять санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту.
Указанные меры позволят:
значительно повысить контроль за осуществлением муниципальных закупок;
усилить взаимосвязь бюджетного процесса и процедур планирования закупок товаров, работ и услуг для муниципальных нужд, размещения заказов на их поставки и исполнения муниципальных контрактов, заключаемых по итогам размещения заказов;
обеспечить планирование бюджетных ассигнований исходя из муниципального задания, взаимоувязки реестра расходных обязательств с реестром муниципальных контрактов и адресной инвестиционной программы, совершенствования методологии кассового планирования, обеспечения планирования объемов бюджетных ассигнований на реализацию районных целевых программ, изменения механизмов финансового обеспечения бюджетных и автономных учреждений;
перейти на качественно иной уровень управления муниципальными финансами, обеспечить улучшение практической реализации муниципальных закупок как инструмента экономического роста и создать инструментарий для принятия обоснованных управленческих решений в целях повышения эффективности и результативности бюджетных расходов.
В целом развитие контрактных отношений с участием публично-правовых образований должно быть направлено на создание прозрачной и равной среды для всех сторон контракта, обеспечивающей сбалансированность интересов.
XI. Развитие системы муниципального финансового контроля
Основными целями муниципального финансового контроля в Порецком районе являются контроль за формированием и исполнением местных бюджетов, а также определение правомерности, целевого характера, эффективности, рациональности и экономности использования бюджетных средств и материальных ценностей, находящихся в муниципальной собственности.
Достижение указанной цели реализуется в результате:
контроля за правильностью формирования и исполнения местных бюджетов;
контроля за правильностью ведения бухгалтерского учета и достоверностью отчетности;
контроля за соблюдением бюджетного законодательства и иных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также законодательства в области налогообложения, валютной, таможенной и банковской деятельности;
контроля за реализацией межбюджетных отношений;
выявления резервов роста доходной базы и возможностей повышения эффективности использования бюджетных средств;
контроля за обращением бюджетных средств в банках и других кредитных учреждениях;
пресечения незаконных решений по предоставлению налоговых льгот, бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и муниципальных гарантий;
выявления фактов финансовых злоупотреблений;
применения санкций к виновным лицам.
К муниципальным органам финансового контроля в Порецком районе относятся:
Ревизионные комиссии представительных органов местного самоуправления Порецкого района, осуществляющие:
предварительный контроль - в ходе обсуждения и утверждения проектов решений о бюджете и иных проектов решений по бюджетно-финансовым вопросам;
текущий контроль - в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комиссий, в связи с депутатскими запросами;
последующий контроль - в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов;
финансовый отдел администрации Порецкого района, осуществляющий:
предварительный контроль - в ходе рассмотрения бюджетных заявок субъектов бюджетного планирования при формировании проектов бюджетов, анализа представленных ими документов при составлении и ведении сводной бюджетной росписи, рассмотрения бюджетных смет и смет доходов и расходов от приносящей доход деятельности с прилагаемыми к ним расчетами и обоснованиями;
текущий контроль - в ходе исполнения расходной части бюджета, соблюдения установленных процедур санкционирования расходов бюджета;
последующий контроль - в ходе анализа отчетной финансовой и бухгалтерской документации с целью оценки результатов деятельности главных распорядителей, распорядителей, получателей бюджетных средств и в ходе проверок правомерности и целевого характера использования средств местных бюджетов;
главные распорядители средств местных бюджетов, главные администраторы доходов местных бюджетов и главные администраторы источников дефицита местных бюджетов, осуществляющие контроль:
за подведомственными распорядителями (получателями) бюджетных средств в части обеспечения правомерного, целевого, эффективного использования бюджетных средств, за использованием субсидий, субвенций их получателями в соответствии с условиями и целями, определенными при предоставлении указанных средств из бюджета;
за подведомственными администраторами доходов бюджета по осуществлению ими функций администрирования доходов;
за осуществлением подведомственными администраторами источников финансирования дефицита бюджета кассовых выплат из бюджетов по погашению источников финансирования дефицита бюджета.
С целью обеспечения системного и эффективного финансового контроля, во избежание дублирования контрольная деятельность представительных органов местного самоуправления, финансового отдела администрации Порецкого района и других органов осуществляется во взаимодействии друг с другом на основании ежегодно утверждаемых планов.
Переход к "программному" бюджету и внедрению новых форм финансового обеспечения муниципальных услуг требует комплексного реформирования системы муниципального финансового контроля, в том числе в части контроля за соблюдением муниципальными образованиями целей и условий получения межбюджетных трансфертов.
В Порецком районе реализация этого направления Программы будет осуществляться в рамках соответствующих мероприятий, проводимых на республиканском уровне:
уточнение полномочий органов местного самоуправления (муниципальных органов) по осуществлению финансового контроля;
законодательное введение понятия внешнего и внутреннего муниципального финансового контроля с определением их форм, методов и объектов;
приведение системы муниципального финансового контроля в соответствие с принципами и стандартами, установленными Международной организацией высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ) и Европейской организацией высших органов финансового контроля (ЕВРОСАИ);
организация действенного контроля (аудита) за эффективностью использования бюджетных ассигнований с определением критериев эффективности и результативности их использования;
установление мер ответственности за каждое нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации;
исключение возможности необоснованных проверок хозяйствующих субъектов.
Применение современных средств управления бюджетным процессом основывается на принципах стандартизации, управляемости и прозрачности общественных финансов. Все этапы бюджетного процесса на уровне бюджета Порецкого района и бюджетов сельских поселений автоматизированы и связаны единой методологией и учетной политикой.
По мере готовности средств связи есть техническая возможность расширения сферы охвата участников бюджетного процесса в режиме on-line-взаимодействия с применением средств электронно-цифровой подписи, а также запас на будущую модернизацию самого бюджетного процесса.
Повышение оперативности контроля состояния муниципальных финансов и получение информации для принятия управленческих решений - приоритетные задачи развития на современном этапе, решение которых практически невозможно без использования новейших информационно-технологических средств.
Кроме того, современное развитие отношений в сфере общественных финансов предъявляет новые требования к составу и качеству информации о финансовой деятельности публично-правовых образований, а также к открытости информации о результатах их деятельности. Законом N 83-ФЗ предусмотрено создание официального сайта в сети Интернет для размещения информации о деятельности всех муниципальных учреждений и об использовании закрепленного за ними имущества.
Для реализации этих задач, а также повышения качества управления муниципальными финансами необходимо развитие информационной системы управления общественными финансами (электронный бюджет), которая:
обеспечит прозрачность и подотчетность деятельности органов местного самоуправления, создаст механизм общественного контроля за эффективностью и результативностью деятельности публично-правовых образований путем публикации в открытом доступе информации о стоимости предоставленных муниципальных услуг, в том числе информации в разрезе муниципальных программ, услуг, объектов финансирования в натуральном и стоимостном выражении;
создаст инструменты для взаимоувязки стратегического и бюджетного планирования, проведения мониторинга достижения конечных результатов муниципальной программы и непосредственных результатов, характеризующих объемы и качество оказания муниципальных услуг;
обеспечит интеграцию процессов составления, исполнения бюджетов, бюджетного учета и подготовки финансовой и иной регламентированной отчетности публично-правовых образований;
усилит взаимосвязь бюджетного процесса и процедур планирования закупок товаров, работ и услуг для нужд публично-правовых образований, размещения заказов на их поставки и исполнения муниципальных контрактов, заключаемых по итогам размещения заказов;
позволит осуществить централизацию и обеспечить единство учета объектов
Дальнейшее развитие системы электронного бюджета позволит перейти на качественно новый уровень управления муниципальными финансами и создать инструментарий для принятия обоснованных управленческих решений с целью повышения эффективности и результативности бюджетных расходов.
XII.I. Внедрение мероприятий по повышению
энергетической эффективности
Снижение энергоемкости производства, топливно-энергетического и жилищно-коммунального комплекса является важнейшим стратегическим направлением, без которого не может быть обеспечен прогнозируемый рост экономики. Поэтому одним из приоритетных направлений модернизации экономики района является повышение ее энергоэффективности, в том числе в бюджетной сфере. Задача по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в бюджетной сфере является одной из составляющих комплекса мер по повышению эффективности бюджетных расходов.
Учитывая количество участников мероприятий по энергосбережению, решение задач повышения энергоэффективности выполняется путем применения программно-целевых методов через разработку комплексных программ энергосбережения и создание системы управления, позволяющей вносить оперативные корректировки при анализе ее выполнения.
Постановлением администрации Порецкого района от 29 июня 2010 г. №163 утверждена программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Порецком районе Чувашской Республики на 2010-2015 годы и на период до 2020 года.
Целью Программы являются повышение энергетической эффективности при производстве, передачи и потреблении энергетических ресурсов за счет снижения удельных показателей энергоемкости и энергопотребления, создание условий для перевода экономики и бюджетной сферы района на энергосберегающий путь развития.
Задачами Программы энергосбережения являются ведение комплекса организационно - правовых мероприятий по управлению энергосбережением, в том числе создание системы показателей, характеризующих энергетическую эффективность при производстве, передаче и потреблении энергетических ресурсов, их мониторинга, а также сбора и анализа информации об энергоемкости экономики района; расширение практики применения энергосберегающих технологий при модернизации, реконструкции и капитальном ремонте основных фондов; организация проведения обязательного энергоаудита, энергетических обследований, ведение энергетических паспортов; поддержка хозяйствующих субъектов, осуществляющих энергосберегающую деятельность; нормирование энергопотребления в бюджетной сфере, коммунальном комплексе, жилищном фонде, на транспорте и т.д.; широкая пропаганда энергосбережения.
Ожидаемым конечным результатом реализации Программы энергосбережения и показателем бюджетной и социальной эффективности является суммарная экономия затрат на энергию всеми потребителями в размере 249,1 млн. рублей.
Стимулирующим фактором для организаций бюджетной сферы будет возможность предоставления им права на распоряжение средствами, сэкономленными в результате реализации проектов по энергосбережению, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Оценку достижения целей и задач в части реализации мероприятий по повышению энергоэффективности в бюджетной сфере планируется осуществлять в рамках показателей, установленных Программой энергосбережения. На ее реализацию предусмотрены средства бюджета Порецкого района в сумме порядка 168,9 млн. рублей.
XII.II. Финансовое обеспечение Программы
В целях эффективной реализации Программы разработан План финансирования ее мероприятий за счет средств бюджета Порецкого района с указанием этапов и направлений финансирования.
Распределение средств на реализацию Программы определяется необходимостью решения актуальных проблем и их приоритетностью, средства предусматривается направить на:
повышение качества и доступности муниципальных услуг за счет возможности получения их в электронном виде:
по принципу «одного окна», через развитие многофункциональных центров, в том числе на базе отделений почтовой связи, администраций поселений;
посредством универсальной электронной карты;
обеспечение приватизации и проведение предпродажной подготовки объектов приватизации;
оценку недвижимости, признание прав и регулирование отношений по муниципальной собственности Порецкого района;
реализацию мероприятий по землеустройству и землепользованию;
реализацию муниципальных программ повышения эффективности бюджетных расходов и др.
Указанные объемы финансирования подлежат уточнению в установленном порядке при формировании проекта бюджета Порецкого района на очередной финансовый год исходя из финансовых возможностей бюджета Порецкого района.
Управление реализацией Программы планируется организовать по проектному принципу.
Руководство реализацией Программы, а также координация и контроль за ее реализацией возлагаются на рабочую группу по стимулированию повышения доходов и повышению эффективности бюджетных расходов при администрации Порецкого района.
Организация выполнения мероприятий Программы будет осуществляться в рамках ежегодно утверждаемого плана.
В план на 2011 год предлагается включить основные мероприятия, которые необходимо выполнить для того, чтобы учесть результаты Программы при формировании бюджетных проектировок на 2012-2014 годы.
План на 2012 год предлагается принять в декабре 2011 г. с учетом промежуточных итогов реализации Программы.
XIV. Ожидаемые результаты реализации Программы
Ожидаемые результаты реализации Программы будут выражаться в развитии организационных и правовых предпосылок для повышения эффективности бюджетных расходов, в том числе в:
обеспечении сбалансированности и устойчивости бюджета Порецкого района;
совершенствовании разграничения полномочий и организации деятельности публично-правовых образований;
повышении эффективности предоставления муниципальных услуг;
повышении эффективности использования бюджетных средств организациями бюджетной сферы за счет реализации энеогосберегающих мероприятий;
оптимизации функций муниципального управления, повышении эффективности их обеспечения;
развитии системы муниципального финансового контроля;
развитии информационной системы управления муниципальными финансами, способствующей повышению прозрачности деятельности органов местного самоуправления.
Основным критерием эффективности реализации Программы в 2011 году будет являться своевременное и качественное выполнение мероприятий, предусмотренных Планом мероприятий по реализации в 2011 году Программы повышения эффективности бюджетных расходов Порецкого района на 2011 и 2012 годы.
В качестве отдельных количественных показателей, характеризующих достижение целей Программы в 2011 году, а также повышение эффективности бюджетных расходов, предлагается использовать следующие показатели: