Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта -
http://porezk.cap.ru/
Осень 1941 года – враг рвется к Москве. 12 октября Государственный комитет обороны принял решение о строительстве в районе столицы оборонительной линии, главные рубежи проходят в форме полукольца в 15 - 20 км от Москвы. Мобилизованы на строительство 450 тыс. жителей Москвы, в т. ч. 50 тысяч студентов. 75 % мобилизованных составляли женщины.
В конце ноября и начале декабря под Москвой шла упорнейшая борьба за стратегическую инициативу. В этот период принимается решение о строительстве оборонительных сооружений на Сурских рубежах. В присурские села были направлены строительные батальоны из глубокого тыла и мобилизовано местное население.
И стройбатовцы, и население (главным образом женщины) работали на строительстве укреплений: дотов, блиндажей, окопов. До сих пор на правом берегу видны следы этих работ, заросших полувековыми деревьями. Старожилы уже не помнят имена всех строителей, многие из которых уже отошли в мир иной. Вниманию читателей предоставляются фрагменты воспоминаний свидетельниц далекого и тяжелого времени в их жизни, которые удалось записать четырнадцать лет назад на встрече с учащимися Кудеихинской школы.
Рассказова Ольга Ивановна, 1916 года рождения: «Вместе с другими ходила на оборону. Мы рыли глубокие траншеи, клали на них жерди и хворост, а затем прикрывали землей: танк провалится - не выберется. Было очень холодно. Огонь разводили, чтобы погреться во время отдыха, а когда работали, пот лил в три ручья. От лопаты и лома горели руки. Я простудилась. Все тело покрыли чирьи. Работать, да не то что работать, пошевелиться было больно, но председатель сельсовета Новоженин Николай Алексеевич просил: «Иди, хоть лопатой не можешь работать, так где-нибудь еще твоя помощь понадобится». Шла и работала, народу ходило много, всех не упомнишь, многие умерли. Чаще всего я работала с Маркиной Анной Федоровной и Коротковой Ольгой Александровной. Мужчины больше работали по «деревянной» части: рубили лес, делали срубы, накаты, а мы засыпали. Они были намного старше нас, те, кого не призвали по возрасту в армию: Маркин Тимофей Петрович, Новоженин Ефим Иванович».
Чекалина Анастасия Григорьевна, 1910 года рождения: «Ходила на окопы, как мы тогда называли место нашей работы, вместе с другими женщинами. Матерей, у которых были малые дети и не на кого их было оставить, на работу не брали. У меня было трое детей. Оставалась с ними свекровь – Чекалина Дарья Матвеевна. Спасибо ей, за детей я не беспокоилась, знала, что она и накормит их и присмотрит за ними, чтобы чего-нибудь не натворили без матери. Уходили из дома затемно, чтобы к восьми часам быть на месте. Где работать, определяли старшие, не наши - из стройбата, я большей частью работала на рытье окопов внизу, киркой да ломом; бросали комья на 1 ярус, а потом «вторые» бросали землю наверх, делали бруствер. Снимешь варежки пот вытереть, а потом забудешься, за лом без рукавицы потной рукой схватишь, рука-то сразу примерзает, с кожей отдирали. Чаще всего со мной рядом работали Рябова Александра Сергеевна и Дорогова Анна Петровна.
Кирилина Александра Егоровна, 1917 года рождения. «Трудно, очень трудно было в то время, но работали. Уходили из дома рано, идти далеко, километров девять - десять. Мороз той зимой был лютый, 40-30°, не меньше. Только быстрой ходьбой и разогревались. Одевались плохо, в старой дырявой фуфайке, в лаптях.
На работе нас один раз в день кормили. Поваром был Рябов Иван, в то время старый и больной, работать на рытье окопов и дзотов не мог. Поэтому и определили его поваром.
Работали там, где определит старший: рыли, вернее, долбили окопы, ямы для дотов, потом мужчины ставили на яме сруб для дзота, делали амбразуру в сторону Суры и дверь с противоположной стороны, накатывали бревна вместо потолка. Мы потом засыпали дзот землей так, чтобы наверху был слой земли не менее метра, носили носилками.
Мне было легче, чем другим. У меня дома оставались свекор со свекровью. Придешь ночью домой: тепло».
Велик вклад в Победу женщин, стариков, детей. Это они заменили мужей, отцов, братьев, ушедших на фронт. Им приходилось вставать затемно, потому что работа начиналась в 8 часов утра, а идти нужно было 8-10 км. Большая работа по поиску материала о строительстве оборонительных сооружений, фотографированию мест, где проходили работы, была проведена учителем истории Майоровым Н.И. Им было написано стихотворение, посвященное строителям Сурских рубежей.
Н. Кирилина,
с. Кудеиха.