Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта -
http://porezk.cap.ru/
Шестнадцатилетним пареньком в грозный 1942 год был призван в армию напольновец Андрей Раушкин. По призыву он попал на Северный флот в школу юнг. Время было суровое. Враг любой ценой пытался завладеть Заполярьем, ценнейшим плацдармом на Севере нашей Родины. Курсы юнг были недолгими. Уже в 1943 году молодые матросы перешли на боевые корабли Северного флота. А. Раушкина направили рулевым на эсминец «Разумный». Началась нелегкая и опасная флотская служба. В основном приходилось сопровождать караваны кораблей как с боевыми, так и с мирными грузами, которые шли через северные морские пути к нам от союзников и от нас к ним. Караваны с грузами часто подвергались нападениям немецких кораблей, хорошо вооруженных, имеющих большой опыт в боевых действиях на морях. Наши эсминцы уступали их линкорам.
На всю жизнь Андрею Григорьевичу запомнился случай, когда их экипаж, сопровождая караван с боеприпасами, был внезапно атакован мощным немецким линкором. Их эсминец был разбит и потоплен. Более 40 человек из 200 вместе с командиром, капитаном 2 ранга Кузнецовым, погибли, остальных немцы выловили из воды и заперли в трюмах нижней палубы. Со всей оставшейся командой был пленен и 1-й пом. командира. Придя в себя, капитан объявил, что они в плену у немцев, но нельзя забывать: моряки в плен не сдаются. Поэтому они решили вырваться из плена любой ценой. Разработали план, перехитрили немцев, вырвались из трюма, внезапно напали на команду, в рукопашном бою захватили корабль, а немцев задраили в этих трюмах. Андрею Григорьевичу приказано было встать за штурвал, привести корабль в походное положение и идти к своему берегу. Но тут возникли первые трудности. Все обозначения на приборах, знаки на пультах были на немецком языке, да и многое не было знакомо в управлении таким кораблем. Драгоценное время шло, ныла рана, полученная во время последнего боя. С большим трудом удалось справиться с управлением, и неприятельский корабль пошел к советскому берегу. В спешке забыли спустить с мачты немецкий флаг. Наши береговые батареи, приняв корабль за врага, открыли бешеный огонь на поражение. Догадавшись, в чем дело, в срочном порядке спустили немецкий флаг, подняли красный лоскут, сигнальщики стали подавать знаки, а радисты переключились на свою волну, передавая на берег о случившемся. Лишь после этого обстрел корабля прекратился. По чистой случайности корабль не получил больших повреждений и никто не погиб.
На этом история с немецким линкором не закончилась. В немецком плену оказались три наших эсминца. Они предложили обменять их на свой линкор при условии, что эсминцы в полной боевой готовности, в таком же состоянии должен быть и их корабль. Целый месяц команда, пленившая его, драила, красила линкор, приводя все в первоначальный вид. То же самое делали и немцы с нашими эсминцами. И вот в назначенное время Андрей Григорьевич в боевой рубке становится к штурвалу и под бравую музыку ведет корабль к месту обмена. Навстречу шли три наших эсминца, тоже под музыку, только немецкую. Произошел обмен кораблями. Можно сказать, он состоялся в дружеской обстановке, как будто не было жестокой и кровопролитной войны.
В дальнейшем А. Раушкина перевели служить на подводную лодку К-3, тоже штурвальным, в звании старшины I статьи, командиром отделения рулевых. В боевых действиях больше не участвовал: Советский Север был очищен от немцев. Закончил службу на флоте и демобилизовался в 1950 году с торпедного катера.
На этом его боевая юность закончилась. Начались трудовые будни. Был учетчиком, кладовщиком, конюхом, сторожил колхозное добро - и так до самой пенсии.
За свой ратный труд Андрей Григорьевич награжден медалями: «За боевые заслуги», «За отвагу», «За оборону Заполярья», орденом Отечественной войны II степени. В настоящее время проживает в Напольном с сыном, похоронив свою жену в 1985 г.
У Андрея Григорьевича прекрасная память. В свои 78 лет он до подробностей помнит многое из своей жизни. В памяти сохранились многие фамилии друзей, однополчан, земляков, помнит многие даты, названия и др. Только вот слух стал подводить, плохо стал слышать, но газеты читает, интересуется всеми событиями, происходящими как в районе, так и в стране.