Местная власть: проблемы, перспективы…
По мере приближения 1 января 2006 года - даты вступления в силу Федерального закона № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» нервозность в обществе не уменьшается. Как предсказывает некоторая часть экспертного сообщества с 1 января 2006 года Россию ждут потрясения не меньшие чем при вступлении в силу закона № 122 о монетизации льготных выплат. Федеральный закон № 131, подписанный 6 октября 2003 года уже оброс рядом поправок. Причиной тому ожидаемое радикальное изменение нынешнего положения дел, связанное с организацией жизни людей на местах. В России создаётся оригинальная ситуация, с одной стороны принят «прогрессивный», как утверждается, сделанный по западным образцам закон, а с другой – не всё и не все готовы к его реализации! Узкие места это, прежде всего, деньги и кадры. В реальности для настоящего усиления местного самоуправления пока нет экономической основы. Муниципалам оставили слишком незначительную налогооблагаемую базу: налог на имущество физических лиц, земельный и сельскохозяйственный налоги, право сдачи в аренду муниципального имущества и создания МУПов для занятия коммерческой деятельностью. А если заглянуть в статью закона, которая перечисляет расходные полномочия местного самоуправления, то становится ясно, что только немногие из них вытянут эти полномочия без финансовой поддержки субъектов федерации. Масла в огонь подбрасывают вечные оппоненты любого новшества – скептики, твердя что скоро местное самоуправление в полной мере хлебнёт неразберихи с веерными отключениями электроэнергии, взорвавшимися котлами котельных, размороженными системами отоплений. Стало модным нагонять страх и в вопросах кадров, будто к власти придут одни дилетанты, ничего не смыслящие в управлении территориями. Намекают на то, что большинство даже районных, городских администраций сформированы по кровно-родственному признаку.
На фоне всего этого наша республика практически готова к новым условиям работы. Реформирование местного самоуправления в нашей республике осуществляется на основании Указа Президента Чувашской Республики от 23.03.2004 г. № 19 «О мерах по совершенствованию межбюджетных отношений и развитию местного самоуправления на территории Чувашской Республики» и принятого в соответствии с ним Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 09.04.2004 г № 73 «Об утверждении Плана мероприятий по реализации Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на территории Чувашской Республики».
Все необходимые подготовительные мероприятия, обеспечивающие предстоящую реформу местного самоуправления у нас выполнены. Приняты законы Чувашской Республики «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике», «Об установлении границ муниципальных образований Чувашской Республики и наделении их статусом городского, сельского поселения, муниципального района и городского округа», «Об органах местного самоуправления вновь образованных городских и сельских поселений в Чувашской Республике», ведется плановый процесс приведения законодательства и иных нормативных актов в соответствие с федеральным законодательством.
Законотворческая работа Государственного Совета Чувашской Республики осуществлялась в тесном взаимодействии с органами местного самоуправления существующих 26-ти муниципальных образований. Так, все принятые законодательные акты прошли предварительное согласование с Собраниями депутатов районов и городов. Благодаря этому нам удалось добиться установить оптимальные границы муниципальных образований и определить необходимое количество депутатов во вновь образованных сельских и городских поселениях, на чем споткнулось немало регионов России.
По инициативе нашего Президента Н.В.Федорова 21-22 мая 2004 года Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления (во главе с председателем комитета В.С.Мокрым) и Комитет Совета Федерации по вопросам местного самоуправления (во главе с председателем комитета Л.Ю.Рокецким), провели в Чувашии «круглый стол» на тему «Практика реализации Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В ходе работы которого нам удалось снять многие самые сложные для нас вопросы по организации местного самоуправления.
В течение 2004 года неоднократно проводились заседания Совета по вопросам местного самоуправления при Президенте Чувашской Республики с участием глав районов и городов, на которых были выработаны рекомендации муниципальным образованиям по формированию органов местного самоуправления, разработаны проекты примерных уставов. Было рекомендовано:
- избирать глав муниципальных образований и депутатов представительных органов районов и городов на прямых муниципальных выборах (т.е. принят 2-й вариант ст.35 п.4 Федерального закона РФ);
- наделить глав муниципальных образований полномочиями главы местной администрации;
- срок полномочий всех органов местного самоуправления установить 5 лет.
Применительно к историческим традициям Чувашской Республики, в первую очередь уроки 1991-1993 годов, когда практика начисто отвергла возможность существования двух «вождей» главы и председателя Совета в одном районе, городе, мы сознательно пошли на усиление роли главы муниципального образования, передавая ему и полномочия главы администрации, руководители представительных органов районов и городов будут работать на общественных началах. Этот вариант принят всеми органами местного самоуправления и внесены соответствующие изменения в Уставы, которые прошли регистрацию в Министерстве юстиции Чувашской Республики.
К большому сожалению, федеральный законодатель установил слишком жесткие требования к реформированию местного самоуправления, почти не оставив субъектам Российской Федерации самостоятельности в этой области. Так, опыт работы органов местного самоуправления в Чувашской Республике, которые с 1996 г. функционировали в виде единых муниципальных образований (5 городов и 21 сельский район), показал свою жизнедеятельность и эффективность в непростых экономических условиях и дефицита бюджета. В Чувашии приняты около 100 республиканских программ и подпрограмм, часть из них реализуется с привлечением средств международных организаций (реформирование общественных финансов, создание сети офисов врачей семейной практики, модельных библиотек), что позволило республике динамично развиваться за последнее десятилетие. Именно возможность концентрации наших небольших финансовых возможностей в районах и городах, как бы в 26 центрах, дала возможность в кратчайшие сроки закончить газификацию населенных пунктов республики. У нас неплохо идет строительство жилья, школ, дорог, социальных учреждений, сильно меняется облик сельских населенных пунктов.
Как признание роли Чувашии можно считать проведение 5 февраля 2004 года в с.Шемурша Президентом Российской Федерации В.В.Путиным рабочего совещания по вопросам устойчивого и комплексного развития сельских территорий.
Правительство Чувашской Республики ведет планомерную работу по поддержке органов местного самоуправления в решении вопросов социально-экономического развития своих территорий, благоустройстве городов, сел и деревень, проводится реструктуризация сети образовательных и медицинских учреждений, учреждений социальной защиты населения.
Для более подробного разъяснения положений действующего законодательства о местном самоуправлении Администрация Президента Чувашской Республики организовала занятия «Школы муниципального актива». В ходе этих занятий в каждом сельском районе, гражданам, активно участвующим в общественной жизни, разъяснены принципы реформирования местного самоуправления и особенности функционирования органов местного самоуправления с 1 января 2006 года. По состоянию на 1 октября 2005 года закончились два этапа обучения всего муниципального актива Чувашии. До конца года предполагаем провести еще одно занятие с выездом во все районы и города. А со второй половины января 2006 года будут организованы недельные курсы для обучения вновь избранных глав, депутатов и специалистов поселений.
Своевременно были продлены на один год сроки полномочий органов местного самоуправления 26-ти существующих на сегодняшний день муниципальных образований, для того чтобы провести эти выборы в одно время с вновь образованными поселениями и сэкономить существенную сумму финансовых средств.
В бюджетах всех районов и городов на 2005 год заложены средства на проведение выборов в органы местного самоуправления.
На территории Чувашии с 1 января 2006 года будут функционировать 5 городских округов (гг. Чебоксары, Новочебоксарск, Канаш, Алатырь, Шумерля), 21 муниципальный район (в границах существующих районов), 7 городских поселений (гг. Мариинский Посад, Козловка, Цивильск, Ядрин и поселки Урмары, Вурнары, Ибреси) и 284 сельских поселений – всего 317 муниципальных образований.
У нас установлена дата выборов в органы самоуправления – 16 октября 2005 года, кстати уже четвертые по счету за последние 15 лет. На местах идет активная работа с населением с учетом предстоящих изменений. Будет избрано 571 депутат в городских округах и в муниципальных районах, 3387 в сельских и городских поселениях. Всего 3958. Выборы проходят в условиях полной демократии, гласно и прозрачно. Всего зарегистрировано 1090 кандидатов на должность глав поселений, в среднем 3,7 человек на одно место. В представительные органы районов, городов, поселений на 3958 мандатов претендует 9467 человек.
На первый взгляд все выглядит замечательно – в каждом поселении после выборов будут свои флаги, Устав, бюджет, органы местного самоуправления. Но главный вопрос остается – смогут ли органы самоуправления поселений выполнить свои полномочия в условиях низкой бюджетной обеспеченности, сумеют ли они обеспечить дальнейшее развитие общественной инфраструктуры, как будет выглядеть в повседневной жизни не испытанное нами понятие – разделение полномочий между двумя уровнями власти, не затеряемся ли в этих самых полномочиях (примеры: за газо-электроснабжение – отвечают районы, теплоснабжение – сами поселения; жилье, объекты культуры - поселение, школы, медицинские учреждение – районы и т.д.)?
Не может не тревожить то, что закон на практике в условиях России недостаточно опробован, поэтому сработает ли на пользу 2-х уровневая, не подчиняющаяся одна другой власть на селе, каким скажется 5-летний срок избрания местной власти – чего в этом больше: плюсов или минусов.
От решения этих и других проблемных вопросов, связанных с вступлением в полную силу Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и соответствующего Закона каждого субъекта зависит, оправдается ли основная идея закона – идея приближения местной власти к народу?
Многое в этом деле, безусловно, будет определяться на выборах в органы местного самоуправления. Сумеют ли избиратели, не поддаваясь красноречию отдельных личностей или даже подкупу, сделать выбор достойных, не только желающих, но и способных работать во благо и в интересах всего сообщества. Если да – выиграют все: люди, местная власть, регионы, вся Россия в целом. Нет? Будут проблемы. И немалые. Страдать будет в первую очередь само население.
Заместитель Руководителя Администрации
Президента Чувашской Республики В.Максимов