Славянские обряды
1 Мая традиционно считался праздничным днем в сельской среде дореволюционной России как «праздник весны, начала лета». Говорили, что в этот день ходит Ярило ночною порой в белом объяринном (объярь — волнистая шелковая материя, муар) с серебряными или с золотыми струями балахоне, на головушке у него венок из алого мака, в руках спелые колосья всякой яри (яровой хлеб: пшеница, ячмень, овёс, греча, просо). Где ступит Яр Хмель — там несеяный яровой хлеб вырастает, глянет Ярило на чистое поле — лазоревы цветочки на нём запестреют, глянет на тёмный лес — птички защебечут и песнями громко зальются, на воду глянет — белые рыбки весело в ней заиграют. Только ступит Ярило на землю — соловьи прилетят (Соловьиный день), помрёт Ярило в Иванов день — соловьи смолкнут.
В древней Руси в первый день пролетья отмечался «гулёный день», воспринявший древний культ цветов и зелени. В селеньях Лешуконья, Пинеги, Холмогорщины «гулёный день» отмечался на угорах (надпойменных терассах). Приносили самовары, угощались пирогами — шаньгами, кулебяками с треской, палтусом, со свежей речной рыбой. Молодёжь пела, танцевала под гармони, под балалайки. Ближе к ночи палили костры. В Олонецком крае первый день пахотной страды отмечали складчиной. Делали соломенное чучело, вокруг которого собирались. Ближе к ночи его сжигали в костре.
В селе Караяшник Воронежской области 1-2 мая праздновали приход весны и появление всходов на полях. На улицах готовили майскую кашу на кострах. Каждый приносил что-либо из продуктов: пшено, картошку, сало, яйца, лук, масло и делали общий стол. Молодёжь устраивала гулянья. Пели песни: «Жавороночек, прынеси весну на своём хвосту, на сохе, бороне, на ржаной копне, на овсяном снопе»
Первое мая в Российской империи
В Российской империи Первомай как день международной солидарности впервые отметили в 1890 году в Варшаве проведением стачки 10 тыс. рабочих. С 1897 года маёвки стали носить политический характер и сопровождались массовыми демонстрациями. Первомайские выступления рабочих в 1901 году в Петербурге, Тбилиси, Гомеле, Харькове и др. городах впервые сопровождались лозунгами: «Долой самодержавие!», «Да здравствует республика!», столкновениями с войсками (например, т. н. «Обуховская оборона» 1901 года).
На первомайские стачки и демонстрации 1912—1914 годов выходило более 400 тыс. рабочих. В 1917 году, после Февральской революции, Первомай впервые отпраздновали открыто: миллионы рабочих вышли на улицы с лозунгами «Долой министров-капиталистов», «Вся власть Советам», «Долой империалистическую войну!»
В СССР
После Октябрьской революции 1917 года праздник стал официальным: в этот день проводились демонстрации трудящихся и военные парады (первый первомайский парад РККА состоялся в 1918 году наХодынском поле). На второй день праздника, как правило, во всей стране проходили «маёвки» — массовые празднования на природе.
В эпоху «развитого социализма» в СССР первомайские демонстрации стали нести иную смысловую нагрузку. В день первого мая трудящиеся СССР «выражают свою солидарность с революционной борьбой трудящихся капиталистических стран, с национально-освободительным движением, выражают решимость отдать все силы борьбе за мир, за построение коммунистического общества».
Организованные колонны трудящихся шествовали по центральным улицам городов и посёлков под марши и музыку политической направленности, из громкоговорителей звучали приветствия дикторов и политические лозунги, а с трибун, установленных обычно возле главных административных зданий, демонстрантов приветствовали руководители КПСС, представители власти, передовики производства, ветераны, почётные граждане. Велась трансляция по местным теле- и радиоканалам. Главная демонстрация страны проходила ежегодно на Красной площади Москвы и транслировалась центральными телеканалами, со вставками кадров демонстраций в других крупных городах страны.
1 мая 1990 года последний раз состоялась официальная первомайская демонстрация. 1 мая 1991 на Красной площади состоялся митинг, организованный Московской федерацией профсоюзов и Ассоциацией свободных профсоюзов, против повышения цен (на трибуне Мавзолея присутствовали М. Горбачёв, А. Лукьянов и др.)
В Российской Федерации
В 1993 году впервые после длительного периода в 76 лет мирная демонстрация трудящихся в Москве была разогнана. Численность погибших и пострадавших в настоящее время неизвестна (по официальным данным погиб один человек — сотрудник ОМОНа, десятки манифестантов получили травмы).
Как День международной солидарности трудящихся 1 мая ежегодно отмечают коммунисты, анархисты и другие оппозиционные организации. Эти мероприятия сопровождаются выдвижением острых социальных и политических лозунгов («Правительство банкротов — в отставку!», «МЫ не хотим платить за ВАШ кризис!», «Самоорганизация! Самоуправление! Самозащита!» и др.)
Праздник весны и труда, отмечаемый как государственный, обычно используется для проведения политических акций под своими лозунгами профсоюзами, партиями и движениями различной направленности — от левых до ультраправых: «Единая Россия» (совместно с ФНПР и МГЕР), «Справедливая Россия», «КПРФ», «Яблоко», «Солидарность», ЛДПР и Автономное действие.
Лозунги официальных мероприятий, организуемых властями, далеки от исторических корней первомайских демонстраций: «План Путина — план Победы!», «Бонусы — пенсионерам», «Три малыша в семье — это норма!».
Более радикально отношение к празднику высказал глава столичного отделения партии «Правое дело» Игорь Трунов: «Если быть откровенным, то не очень-то и хотелось 1 мая проводить, потому что я не солидарен с рабочими Чикаго, откуда пошёл этот праздник».
1 мая 2013 года на улицы российских городов вышли несколько сотен тысяч трудящихся. В Москве в первомайской демонстрации приняли участие более 100 тысяч человек