2014 финансовый год Порецким районом завершен в целом успешно.
Проводимая в районе работа по реализации комплекса мер, направленных на увеличение собственных доходов, повышение качества бюджетного планирования, положительная динамика макроэкономических показателей развития экономики, способствовали увеличению поступлений в бюджеты всех уровней. За 2014 год налогоплательщиками района перечислено в бюджетную систему налогов и сборов в сумме 152,5 млн. рублей, с ростом к уровню 2013 года на 40,5%.
В 2014 г. отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и оказано услуг собственными силами, в том числе по добыче полезных ископаемых, крупными и средними предприятиями района на общую сумму 335,7 млн. руб., темп роста к аналогичному периоду прошлого года в сопоставимых ценах составляет 121,6%.
Объём инвестиций в основной капитал за счёт всех источников финансирования в январе-декабре 2014 г. составил 320,6 млн. руб., что в действующих ценах составляет 101,9% к уровню 2013 года.
Выручка от реализации продукции в сельскохозяйственных предприятиях района за 2014 год составила 164,5 млн. рублей или 101,2% к уровню прошлого года.
Оборот розничной торговли в сопоставимых ценах по крупным и средним торговым предприятиям района увеличился за 2014 год на 13,0 процентов и составил 356,8 млн. рублей.
В сложившихся экономических условиях бюджет Порецкого района за 2014 год исполнен в целом по доходам в объеме 237 485,8 тыс. рублей (99,9% к годовым плановым назначениям), с ростом к уровню 2013 года на 21 928,4 тыс. рублей, или на 10,2%.
В течение отчетного года четыре раза уточнялся бюджет Порецкого района в сторону увеличения, как по доходам, так и по расходам. Доходная часть бюджета за год увеличилась на 64 333,1 тыс. руб., или на 37,1 % от первоначально утвержденного плана. При этом налоговых и неналоговых доходов получено сверх уточненных плановых назначений на 2,1 % или на 1 310,7 тыс. руб.
По собственным доходам исполнение составило 62 674,6 тыс. рублей, что меньше на 5 457,4 тыс. рублей (или 8,0%) уровня 2013 года.
В структуре собственных налоговых и неналоговых доходов бюджета района за 2014 год налоговые доходы составляют 93,1 процента. Объем поступлений налоговых доходов в бюджет Порецкого района за 2014 год составил 58 350,6 тыс. рублей (101,9 процента к годовым плановым назначениям), и 96,4 процента к уровню 2013 года.Если учесть выпадающие доходы, связанные снижением в 2014 году норматива зачисления налога на доходы физических лиц в бюджет района на 13,334% (7 127,9 тыс. рублей), собственные доходы получены на 2,5% больше к факту 2013 г., из них налоговые доходы с ростом на 8,1% или 4 934,2 тыс. рублей.
Традиционно наибольший удельный вес в структуре налоговых доходов - 59,7% занимает налог на доходы физических лиц, поступление которого на 1 января 2015 г. составило 34 841,4 тыс. рублей (101,8% к годовым плановым назначениям и 85,8% к уровню 2013 года). Если учесть выпадающие доходы по налогу на доходы физических лиц, налоговая база по данному налогу увеличилась на 3,4% к факту 2013 г.
Среди предприятий основным плательщиком налога на доходы физических лиц у нас является ОАО «ГиПор» - обеспечивает порядка 18% поступлений. Высока доля учреждений, финансируемых из федерального и республиканского бюджетов (Отдел полиции, центральная районная больница, прокуратура, суды, ветстанция, УФК и др.) - в целом около 23%. Предприятия потребкооперации обеспечили 6,7% поступлений НДФЛ.
На долю учреждений, финансируемых их местного бюджета, приходится порядка 21%, сельхозпредприятий - 12%, малого и среднего бизнеса - 6% поступлений НДФЛ.
В последние годы наметилась устойчивая тенденция увеличения налогооблагаемой базы по данному налогу, с 46 640,4 тыс. рублей в 2012 году до 53 456,7 тыс. рублей в 2014 году, то есть на 14,6 %.
Этому также способствовала и работа Межведомственной комиссиипо вопросам повышения доходов консолидированного бюджета Порецкого района, своевременности и полноты выплаты заработной платыпри Главе администрации Порецкого района.В 2014 г. проведено 4 заседания комиссии.
По рассмотренному на заседании комиссии вопросу «Об уплате работодателями Порецкого района налога на доходы физических лиц за 2013-2014 гг.» заслушано 16 руководителей предприятий Порецкого района и 5 индивидуальных предпринимателей, имеющих задолженность в бюджет по налогу на доходы физических лиц. В результате 9 предприятиями задолженность погашена в полном объеме, в бюджетную систему поступило 2 525,0 тыс. рублей налога на доходы физических лиц. В текущем году работа по снижению недоимки и ликвидации задолженности будет продолжена.
Доля других налоговых доходов в порядке убывания сложилась следующим образом:
- налог на добычу общераспространенных полезных – 28,5% (16 624,7 тыс. рублей), 111,7% к уровню 2013 года (14 883,7 тыс. руб.);
-единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности – 8,0% (4 654,9 тыс. рублей), 100,7% к уровню 2013 года;
-акцизы – 2,0% (1 194,5 тыс. рублей);
-транспортный налог – 1,1% (628,7 тыс. рублей);
-госпошлина - 0,4% (252,3 тыс. рублей).
Увеличились на 77,9% к уровню предыдущего года и поступления единого сельскохозяйственного налога, за 2014 год получено 147,2 тыс. руб. (доля – 0,3%).
В 2014 году поступление неналоговых доходов по сравнению с 2013 годом уменьшились на 3 263,7 тыс. рублей или на 43,0 процентных пункта.
Значительную долю неналоговых доходов занимают доходы от использования имущества – 2 872,4 тыс. рублей, или 66,4%. Учитывая, что указанные доходы составляют существенную долю в неналоговых доходах бюджета, органам местного самоуправления необходимо активизировать меры, направленные на проведение полной инвентаризации объектов, находящихся в муниципальной собственности и оформления прав на них; ужесточить контроль за соблюдением установленных процедур предоставления в собственность (сдачи в аренду) земельных участков и помещений, находящихся в муниципальной собственности; постоянную актуализацию информационной базы рыночной оценки объектов муниципального имущества.
На долю штрафных санкций приходится 19,4%, поступило 837,2 тыс. рублей.
Платы за негативное воздействие на окружающую среду поступило в сумме 539,5 тыс. рублей, меньше уровня 2013 г. на 228,8 тыс. руб. (29,8%).
Перечисления в бюджет района от муниципальных унитарных предприятий составили в сумме 27,8 тыс. руб. (45,2% к уровню 2014 г.).
Несмотря на то, что неналоговые доходы бюджета в 2014 году имели тенденцию к снижению, необходимо отметить, что по уровню поступления собственных доходов на душу населения район занимает 4 место среди 26 муниципальных образований республики. На 1 жителя получено 5 895,9 рублей.
Необходимо также подчеркнуть, что плановые назначения по всем видам собственных налоговых и неналоговых доходов выполнены не ниже 100% .
Доля собственных доходов в общем объеме доходов бюджета Порецкого района составила 26,4%.
Объем безвозмездных поступлений в бюджет Порецкого района составил 174 811,2 тыс. рублей, из них финансовая помощь из республиканского бюджета Чувашской Республики в форме дотаций, субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов получена в сумме 175 519,7 тыс. рублей.
В отчетном году все запланированные расходы были обеспечены финансированием. Расходы бюджета Порецкого района за 2014 год исполнены в объеме 236 642,4 тыс. рублей (97,8 процента к годовым плановым назначениям). Рост к уровню 2013 года незначителен: 93,3 тыс. рублей или 0,03%.
Следует отметить качественную работу всех получателей бюджетных средств по освоению целевых субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, поступивших в районный бюджет в отчетном году, уровень их освоения составил 99,2%.
46,2% от общего объема расходов бюджета направлены на выплату заработной платы с начислениями работникам бюджетной сферы – 109 334,1 тыс. рублей), рост к аналогичному периоду прошлого года составил 8,0 %; 3,7% или 8 757,4 тыс. рублей - на оплату коммунальных услуг, что составляет к уровню 2013 г. 93,6%.
Как и в предыдущие годы, в 2014 году, существенное внимание уделялось финансированию мероприятий по реализации «майских» указов Президента Российской Федерации. На эти цели в общей сложности направлено 86 804,9 тыс. рублей, что больше уровня 2013 года на 2 743,4 тыс. рублей, или на 3,3%.
В результате в сравнении с 2013 годом средняя заработная плата в 2014 году:
педагогических работников общеобразовательных учреждений возросла на 3,1% и составила 20972,68 руб.,
педагогических работников дошкольных образовательных учреждений – на 4,9% и составила – 18176,57 руб.,
работников дополнительного образования (ДЮСШ) на 9,8% и составила 17537,41 руб.,
работников дополнительного образования (ДШИ) на 3,6% и составила 14829,0 руб.,
работников учреждений культуры – на 13,9% соответственно 10345,7 руб.
В 2014 году из бюджета Порецкого района финансировалось 13 программ. Доля «программных» расходов в общем объеме расходов бюджета составила 91,5%.
Наибольший удельный вес в общем объеме расходов бюджета по-прежнему занимают расходы на финансирование социально-культурной сферы 55,2%.
Из них 43,2% (102 413,7 тыс. рублей) приходится на отрасль «Образование».На финансирование 3 дошкольных образовательных учреждений направлено 13 947,1 тыс. рублей (113,6% к 2013 г.). В детских садах воспитывалось 352 ребенка. В районе все дети от 3 до 7 лет охвачены дошкольным образованием, на содержание 1 ребенка затрачено в среднем 37 005, 94 руб. бюджетных средств, стоимость 1 дето - дня – 55,97 рубля..
На функционирование 10 общеобразовательных учреждений в 2014 году выделено 78 504,5 тыс. рублей. В школах района обучалось 1061 учеников. Средняя наполняемость классов составляет 13,4 чел. При школах также организовано 7 дошкольных групп с охватом 98 детей. За счет бюджета на обучение 1 ученика выделено в среднем по району 67 793,21 рублей. При этом наименьшая сумма на обучение 1 ученика сложилась в Порецкой школе - 43 039,46 рублей, наибольшая в Никулинской – 224 680,57 рублей, разница более чем в 5 раз. В течение года учащиеся в базовые школы доставлялись на 10 школьных автобусах, на содержание которых затрачено 1 399,4 тыс. рублей.
В районе сохранена сеть внешкольных учреждений - муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «ДЮСШ «Дельфин» и муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Порецкая детская школа искусств», на содержание которых направлено 5 682,9 тыс. рублей и 2 084,5 тыс. рублей бюджетных средств соответственно. Кроме того, 390,8 тыс. рублей выделено на финансирование мероприятий по пропаганде физической культуры и спорта.
В детской школе искусств функционировало 15 классов с количеством 93 обучающихся. Затраты на обучение 1 учащегося сложились в сумме 22 414,0 рублей.
Посещаемость спорткомплекса в 2014 г. составила – 65533 человеко-посещения, что на 10,2% больше уровня прошлого года (в 2013 г. – 59494 человеко-посещения).
На мероприятия в области молодежной политики и оздоровления детей израсходовано 1 387,8 тыс. рублей (100,0 % к годовым плановым назначениям), 48 детей района обеспечены путевками в организации отдыха и оздоровления детей и 701 ребенок отдохнул в пришкольных лагерях.
По сравнению с 2013 годом на 29,5% или 2 021,4 тыс. рублей увеличилось финансирование отрасли «Культура, кинематография». Из бюджета направлено 8 882,4 тыс. рублей (3,4% от всех расходов). Указанные средства направлены на функционирование районного дворца культуры, центральной библиотеки, музея и картинной галереи.
Учреждениями культуры проведено 3799 культурно-массовых мероприятия, ежедневно до 100 человек посещают центральную и детскую библиотеки. Книжный фонд библиотек за счет всех источников финансирования в 2014 году обновился на 4 233 экз.
На развитие реального сектора экономики было выделено 29 047,8 тыс. руб. (12,3% от общего объема расходов). Из них 24 218,3 тыс. рублей (10,2% от общего объема расходов) направлено на развитие дорожного хозяйства. Данные средства позволили выполнить работы по зимнему и летнему содержанию дорог, продолжить строительство, начатой в 2013 году, автомобильной дороги по ул. Крылова в с.Порецкое, протяженностью 1,537 км (общая стоимость 20,6 млн. рублей). Произведен ремонт гидротехнических сооружений у с. Раздольное Сыресинского сельского поселения (освоено 3 960,9 тыс. рублей) и завершены работы в Анастасовском сельском поселении – 423,1 тыс. рублей.
Расходы по отрасли «Жилищно-коммунальное хозяйство» составили 30 350,6 тыс. рублей, что составляет 87,1 % годовых плановых назначений и 164,4% к уровню 2013 г.Большая часть указанных средств направлена на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилого фонда, расположенного на территории муниципального образования – 27 482,2 тыс. рублей. В 2014 году расселяемая площадь составила 750,55 кв.м., жильем обеспечено 17 семей (39 человек).
В рамках работ, направленных на снижение износа основных фондов жилищно- коммунального хозяйства и техническое перевооружение газовых сетей, за счет средств районного бюджета были выполнены работы по техническому перевооружению участка газопровода низкого и высокого давления по улицам Ленина, Ульянова и Крупской с установкой двух газораспределительных станций. На указанные цели направлено 2 110,1 тыс. рублей, что позволит в будущем перевести на индивидуальное отопление 15 многоквартирных домов. В 2014 году переведены 3 дома – 27 квартир, в которых проживает 68 человек.
В рамках соглашения с Министерством здравоохранения Чувашской Республики по строительству фельдшерско-акушерских пунктов в селах Никулино и Рындино за счет бюджета района оплачены работы по строительству наружных инженерных сетей и благоустройству в сумме 464,5 тыс. рублей.
В рамках финансирования муниципальной программы «Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства» выданы свидетельства на право получения социальной выплаты 9 молодым семьям на сумму 4 722,9 тыс. рублей.
Еще 4 молодым специалистам и 4 гражданам, проживающим и работающим в сельской местности, в рамках реализации подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий» федеральной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» выданы свидетельства на сумму 5 260,7 тыс. рублей, которые направлены ими на улучшение жилищных условий.
Также в 2014 году за счет бюджета были обеспечены жильем 9 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На эти цели направлено 7 401,0 тыс. рублей.
Кроме того, по отрасли «Социальная политика» профинансированы расходы на доплаты к пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности Порецкого района в сумме 419,9 тыс. рублей (11 получателей), оказана материальная помощь 19 гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации на сумму 98,0 тыс. рублей. За счет субвенций, поступивших из республиканского бюджета, в сумме 53,3 тыс. рублей, осуществлялись полномочия в сфере трудовых отношений.
6 семьям, принявшим на воспитание детей, лишенных родительского попечения, в 2014 году выплачено единовременное пособие на общую сумму 82,5 тыс. рублей. На сумму 847,5 тыс. рублей выплачена компенсация платы, взимаемой с родителей за присмотр и уход за детьми, посещающими образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования.
За отчетный год 10,7% от общего объема расходов бюджета (25 310,7 тыс. рублей) направлено на общегосударственные вопросы. Из них 18 676,0тыс. рублей направлено на функционирование аппарата управления местной администрации; 4 742,0 тыс. рублей – на содержание централизованной бухгалтерии Порецкого района; 1,1 тыс. рублей - на обеспечение деятельности административной комиссии; по 297,8 тыс. рублей – на обеспечение деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и по опеке и попечительству.
В рамках реализации подпрограммы «Снижение административных барьеров, оптимизация и повышение качества предоставления муниципальных услуг» профинансировано содержание МФЦ – 651.4 тыс. рублей.
На осуществление полномочий РФ по государственной регистрации актов гражданского состояния направлено – 1 044,3 тыс. рублей, функционирование единой дежурно-диспетчерской службы – 916,1 тыс. рублей.
В целях создания безопасной обстановки на улицах и в других общественных местах из бюджета района в отчетном году направлено на внедрение технических средств охраны правопорядка 392,9 тыс. рублей в рамках реализации мероприятий подпрограммы «Профилактика правонарушений и противодействия преступности» муниципальной программы «Повышение безопасности жизнедеятельности населения и территорий». Кроме того, 148,4 тыс. рублей направлено на финансирование подпрограммы «Профилактика терроризма и экстремистской деятельности».
В 2014 году в порядке межбюджетных трансфертов бюджетам сельских поселений передано 18 114,3 тыс. руб., из них 13 411,2 тыс. руб. - дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности.
По состоянию на 1 января 2015 г. бюджет исполнен с профицитом (превышение доходов над расходами) в сумме 843,4 тыс. руб.
В связи с тем, что в 2014 году администрация района не привлекала кредиты, расходы на обслуживание внутреннего муниципального долга отсутствуют.
В 2014 году расчеты за поставленные товары, выполненные работы и оказанные услуги, в том числе по заработной плате производились только безналичном путем, соответственно доля наличных денег в обороте также отсутствует.
В соответствии с Порядком осуществления финансовым отделом администрации Порецкого района полномочий по внутреннему финансовому контролю, утвержденным постановлением администрации Порецкого района Чувашской Республики от 30.04.2014 № 202, за 2014 год проведены проверки в отношении 23 объектов контроля.
В ходе проведенных контрольных мероприятий финансовым отделом администрации проверялась законность, эффективность и целесообразность использования бюджетных средств.
В ходе 8 контрольных мероприятий (34,8 % от общего количества) выявлены различные нарушения. Все материалы проверок направлены для рассмотрения в прокуратуру Порецкого района.
По результатам проверок за допущенные нарушения 8 должностных лиц муниципальных учреждений Порецкого района привлечены к дисциплинарной ответственности, средства, использованные не по целевому назначению, восстановлены в бюджет в добровольном порядке.
В рамках программы повышения эффективности бюджетных расходов Чувашской Республики, и реализации программы по созданию муниципального сегмента «Электронного бюджета» в 2014 году в Порецком районе реализовывался «пилотный» проект по внедрению комплексной системы централизованного бухгалтерского учета. Работа еще продолжается, однако уже сейчас на примере отчетности можно сделать выводы о значимости реализации проекта для конечных пользователей. В настоящее время отчетность всех учреждений Порецкого района генерируется на основании первичных документов в единой базе консолидированной отчетности Министерства финансов Чувашской Республики в режиме реального времени, без какого-либо участия пользователей. При этом исключена возможность человеческих ошибок в части как формирования, так и передачи отчетности, появилась возможность получать своевременную и достоверную отчетность в любой момент времени. Наша задача на 2015 год – внедрить удаленные рабочие места во всех учреждениях района, финансируемых из местных бюджетов, для ввода первичных данных с целью осуществления безбумажного документооборота с централизованной бухгалтерией.
В прошлом году Порецкий район принял участие в VII Всероссийском ежегодном конкурсе «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами». Конкурс проводился при поддержке Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации среди муниципальных районов и городских округов, цель которого – способствовать повышению качества управления финансами на муниципальном уровне с помощью пропаганды и распространения лучших практик в данной сфере.
По итогам конкурса наш район награжден в номинации «За высокое качество управления бюджетными расходами».
По итогам отчетного года Порецкий район не имеет задолженности перед кредитными организациями и бюджетами других уровней бюджетной системы Российской Федерации.
И в текущем году одной из приоритетных задач администрации совместно с депутатским корпусом района является обеспечение сбалансированности и устойчивости местного бюджета и в новых экономических условиях 2015 года.
Т.И. Андреева
начальник финансового отдела
администрации Порецкого района
советник муниципальной службы
2 класса