Добрый день, уважаемые участники конференции!
Мы встречаемся с вами в канун нового учебного года на традиционной августовской конференции педагогических работников Порецкого района. Я приветствую всех собравшихся в этом зале: кто посвятил свою жизнь обучению и воспитанию подрастающего поколения, гостей августовской педагогической конференции.
Через несколько дней начнется новый 2015-2016 учебный год. По традиции на большом педагогическом совете перед началом нового учебного года мы подводим итоги прошедшего учебного года и намечаем планы на новый учебный год. За последние пять лет образование, как республики, так и района поднялось на новую качественную ступень по многим показателям.
Одним из главных приоритетов государственной политики стало активное финансирование системы образования.
Расходы на образование в районе в 2014 г. составили 102,6 млн. руб. За первое полугодие 2015 года расходы составили 52,3 млн. руб.(50,7%). Бюджет на образование в районе остаётся самой крупной статьей расходов в консолидированном бюджете района.
Следующий приоритет – обеспечение равных стартовых условий для всех дошкольников.
В районе функционирует 3 дошкольные образовательные организации и 6 дошкольных групп при общеобразовательных школах, которые посещают более 450 воспитанников.
Одной из задач Указа Президента РФ «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» является достижение к 2016 году 100% доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет. Система дошкольного образования района в 2010 году охватывала 396 детей, что составляло 60,1 % , 2011 – 390 чел. (61,2 %), 2012 г.- 465 чел. (69,6%), 2013 г.- 452 чел. (65,8%), 2014- 450 чел. (67,1 %). В 2015 году планируется ликвидация очередности в детские сады детей старше 1,5 лет (на сегодня их 11). Всего в электронной очереди стоит 61 ребёнок (до 1года – 31 ребёнок, от 1 года до 1,5 лет – 19 детей, от 1,5 лет до 3 лет – 11 детей), отсутствует очередь детей старше 3 лет.
В целях ликвидации очерёдности и максимального охвата детей в возрасте 3 - 7 лет местами в дошкольных образовательных учреждениях в 2012 году было произведено уплотнение групп ДОУ с. Порецкого.
Согласно СанПиН 2.4.1.2660-10 открылись две дополнительные группы в МБДОУ «Кудеихинский детский сад «Рябинка» и в МБОУ «Напольновская СОШ», таким образом, все дети в возрасте от 3 до 7 лет, состоящие на очереди в дошкольные образовательные организации, обеспечены местами.
Заметные позитивные изменения произошли в развитии инфраструктуры образовательных организаций в рамках разных проектов.
Из бюджетов разного уровня: федерального, республиканского и районного выделены огромные денежные средства на укрепление материально-технической базы учреждений образования. В рамках проекта модернизации безопасного подвоза учащихся в 4 школы района (МБОУ «Кудеихинская СОШ», «Сыресинская ООШ», «Напольновская СОШ» «Анастасовская СОШ») поступили автобусы на сумму более 5 млн. руб. По мере поступления, транспорт был оснащен спутниковой системой навигации «ГЛОНАСС», на установку которой было потрачено около 150,00 тыс. руб. В 2015 году на 10 школьных автобусов установлено дополнительное оборудование – тахографы, на установку которых выделено около 400 тыс. руб. из местного бюджета.
На ремонт и оборудование медицинских кабинетов в 5 средних школах и 3 детских садах выделены средства в размере 370 тыс. руб.
Все дети 10 школ Порецкого района получают горячее питание. Выделяются дотации многодетным семьям с тремя и более детьми в возрасте до 18 лет – в размере 25% от стоимости питания. Дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды получают двухразовое бесплатное питание.
Фонды школьных библиотек Порецкого района за пять лет пополнились учебниками и художественной литературой на сумму около 2 млн. рублей.
В рамках проекта по комплексной компактной застройке сельской местности за 5 лет капитально отремонтированы кровли в Кудеихинской, Анастасовской, Октябрьской, Напольновской, Ряпинской школах, Кудеихинском детском саду «Рябинка», утеплены фасады 2 детских садов райцентра на общую сумму более 16 млн. рублей.
В рамках обновления школьной инфраструктуры по программе модернизации общего образования был проведен капитальный ремонт туалетных комнат, системы освещения, пищеблоков в МБОУ «Анастасовская СОШ», «Напольновская СОШ», «Порецкая СОШ», «Кудеихинская СОШ» на сумму более 11 млн. рублей.
На реализацию республиканской программы «Доступная среда» для создания безбарьерного доступа всех групп населения были выделены средства в сумме 1 860,2 тыс. руб., в ней участвовали МБОУ «Порецкая СОШ», МБОУ «Кудеихинская СОШ» в 2013 и 2015 годах соответственно.
В рамках создания условий для занятий физической культурой и спортом в сельской местности отремонтированы спортивные залы на сумму 2 млн. руб. в МБОУ «Порецкая СОШ» и МБОУ «Кудеихинская СОШ».
Особое внимание уделяется развитию инновационного потенциала системы образования.
За три последних года эффективность участия школьников Порецкого района в Региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников увеличилась с 5,3 % в 2012-2013 учебном году до 12,5% в 2014-2015 учебном году. Третий год подряд по результатам регионального этапа Всероссийской олимпиады команда школьников Порецкого района наращивает свой успех. Число призеров и победителей увеличилось с 2 чел. в 2012-2013 учебном году до 4 чел. в 2014-2015 учебном году.
Ежегодно увеличивается количество стипендиатов главы Чувашской Республики и главы администрации Порецкого района, награждаемых за особую творческую устремленность. Впервые в 2014 году создано Молодежное правительство при администрации Порецкого района, которое активно участвует в решении вопросов развития социальной сферы.
Достижения системы образования налицо, но и вопросов немало. Одной из острых тем, является проблема будущего для молодежи. «Куда пойти учиться после школы, можно ли найти работу после окончания вуза, техникума», - эти вопросы волнуют молодежь и их родителей. «Какие выпускники нужны нашим учреждениям профессионального образования, что посоветовать родителям, какую профессию лучше получать после 9 или 11 класса», - вот далеко не полный перечень проблем, которые волнуют неравнодушных руководителей образовательных организаций и педагогов.
Традицией последних лет для обсуждения на наших августовских конференциях стал выбор наиболее значимых тем, которые волнуют все общество. В 2013 году мы решали, как систему образования повернуть в сторону воспитания, сделать ее гуманистической для развития личности. Формирование активной гражданственной позиции и патриотизма, нравственности и духовности подрастающего поколения продолжает быть основой нашей работы. Кудеихинская средняя общеобразовательная школа и Кудеихинский детский сад «Рябинка» в этом направлении являются республиканскими экспериментальными площадками по реализации программы «Социокультурные истоки», продолжает расти юнармейское и кадетское движение.
В 2014 году мы обсуждали проблему повышения качества математического и естественнонаучного образования. Результатом обсуждения этих вопросов должна стать современная система профессионального самоопределения детей и молодежи.
Ежегодно наши выпускники начинают искать применение своим силам и способностям. При этом большая часть молодых людей сталкивается с серьезными проблемами, связанными с выбором профессии, последующим трудоустройством. Если хорошо воспитанный молодой человек, с качественными базовыми знаниями не сможет найти себя во взрослой жизни, не сможет обеспечить себя и свою семью материальным достатком, тогда теряется смысл нашей работы и наших усилий.
Мы с вами сегодня, на нашей конференции, должны определиться, как в 2015-2016 году будем выстраивать новые, эффективные отношения образовательных учреждений с техникумами и вузами. Эта работа для нас крайне сложна в том плане, что в настоящее время очень остро стоит вопрос по наполняемости 10-х классов, которые должны быть профильными. Необходимо спланировать действия сельских школ по обеспечению кадрами экономики в целом Чувашии и района. Реальная практика сегодня совсем другая. Наблюдаются явные диспропорции в профессиональной ориентации наших выпускников школ. Мы имеем некий опыт работы МБОУ «Порецкая СОШ», которая сотрудничала в рамках договора с Чебоксарским политехническим институтом. В течение 3 лет преподаватели МГОУ проводили занятия с учениками 10-11 классов по инженерной графике и физике. Здесь мы столкнулись с рядом трудноразрешимых проблем: во – первых, это большая удаленность школы от вуза, поэтому занятия проходили нерегулярно, во-вторых посещение учащимися производственных лабораторий и мастерских, что требуется по учебному плану, требует огромных материальных затрат. Дистанционное обучение по физике так же не дало желаемого результата.
Наш район сельскохозяйственный и, в первую очередь, мы должны мотивировать детей на рабочие профессии агропромышленного комплекса. Но пока из-за отсутствия целенаправленной работы всего сообщества, мы не можем преломить менталитет родителей, детей, педагогов. В чем здесь дело? Непривлекательная, малооплачиваемая работа? Сегодня в республике остро стоит проблема нехватки специалистов рабочих профессий. Открываются новые современные предприятия, где требуются рабочие руки. А квалифицированных специалистов не хватает. В условиях района возможно открытие индивидуальных и частных предприятий, в которых нуждается наше население. Но наши дети, не попавшие учиться на желаемые места в вуз, кидаются хоть на какие специальности по принципу: лишь бы поступить, а потом будь, что будет.
Эти перекосы мы обязаны устранить через раннюю профориентационную работу, через создание условий для так называемых «профессиональных проб» уже начиная с детского сада, начальных классов и действенное продолжение в среднем звене.
Главная задача системы дошкольного образования – эффективное внедрение новых стандартов, основная задача которых - создание развивающей среды для каждого ребенка. Впервые в ФЗ «Об образовании в РФ» прописано, что дошкольное образование является первым уровнем общего образования. ФГОС ДО включает в себя: требования к структуре написания основной образовательной программы, условиям и результатам освоения программы. Ключевой фигурой в реализации требований стандарта, является педагог, который должен владеть определенным набором компетенций и который сумеет создать социальную ситуацию развития ребенка. В соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ» подготовка и повышение квалификации кадров является обязательным условием. Благодаря финансированию из республиканского бюджета наши педагоги получают возможность повышать свой профессиональный уровень в соответствии с современными требованиями.
Профессиональное самоопределение начинается еще в детстве, именно с детского сада, где дети узнают о разных профессиях и впервые примеряют на себя социальные роли, осуществляют первые профессиональные пробы, такие как уход за одеждой, уборка помещений. В районе есть замечательные примеры, когда в учреждениях дошкольного образования созданы все условия для введения наших малышей в мир профессий. К примеру, появились гончарные мастерские, мини-парикмахерские, технологические лаборатории, где дети не только знакомятся с профессиями, но и постигают азы мастерства. В рамках работы по профессиональному самоопределению в ДОУ развивается социальный туризм. Это организация экскурсий на действующие предприятия нашего села: хлебозавод, столовые и кондитерский цеха общепита. Дети получают конкретные впечатления, знания и представления о современных и традиционных технологиях, могут заглянуть в мир «живого» производства.
Важна и заинтересованность самих предприятий в тесном взаимодействии. Работники предприятий знакомят детей с реальным оборудованием, помогают создавать объекты своими руками и раскрывают секреты профессионального мастерства. Немаловажная роль в этом процессе отводится и родителям. Они вместе с детьми выходят на экскурсии, и часто, приходя в детский сад, рассказывают о своей профессии. Это вызывает у детей чувство гордости за своих родителей, работающих на предприятиях нашего села.
Одним из путей решения проблемы ранней профориентации детей мы видим в реализации кластерного подхода в образовании.
В настоящее время на мировом рынке конкурируют уже не отдельные предприятия, образовательные учреждения разного уровня, а кластерные образования. Уникальность кластерного подхода заключается в том, что человек погружается в профессиональное поле с самого раннего возраста, постепенно приобретая профессиональные знания, и к моменту окончания профильного ВУЗа достаточно хорошо знает производство, что существенно укорачивает его период вхождения в профессию.
Мы прекрасно понимаем, что наш ресурсный потенциал - дети, подростки. Наши педагоги должны привить у подрастающего поколения уважение ко всем, кто трудится, воспитывать желание трудиться на благо нашего общества и ценить то, что создают люди труда. И тогда за наше будущее не стоит бояться.
Считаем, что всем детским садам района необходимо научиться сотрудничать со школами по реализации проектов раннего самоопределения.
Несомненно, главным центром профессиональной ориентации является школа. Повышение качества этой работы, ориентировка каждого конкретного ребенка на выбор той профессии, к которой «лежит» душа и позволяют способности, - насущная задача каждой школы. А помогут нам в этом стандарты, по которым мы начинаем учиться в новом учебном году в среднем звене. Красной нитью в стандартах проходит мысль (достижение личностных результатов) о подготовке учащихся к осознанному выбору дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений.
Министерством образования и молодежной политики Чувашской Республики 2016 год объявлен годом предмета «Технология». Это фактически единственный школьный учебный курс, направленный на овладение учащимися навыками конкретной деятельности, создание новых ценностей, формирование у детей технологического мышления. Именно на уроках технологии происходит знакомство с миром профессий и ориентация школьников на работу в различных сферах.
Мы настоятельно рекомендуем активнее внедрять в школах проведение интегрированных с технологией уроков математики, физики, химии, истории и др. Мало в какой школе проводятся такие уроки, мало где учитель технологии является одним из главных предметников! Если мы не поменяем менталитет и педагогических коллективов, и директоров школ, и самих учителей – мы так и останемся наукообразной школой, которая плохо готовит детей к жизни, а, значит, нам все время придется быть в роли догоняющих современный мир.
В рамках проведения Года предмета «Технология» надеемся, что будет запланировано укрепление материально-технической базы кабинетов технологии, обновлено оборудование, педагоги пройдут повышение квалификации.
Огромным ресурсным потенциалом по данному направлению обладает Порецкий детский дом имени И.Н. Ульянова. Здесь прекрасно оборудованы 6 экспериментальных базовых площадок: «Швейная мастерская», «Компьютерный класс», «Автомеханик», «Повар-кондитер», «Гончарная мастерская» и «Творческая мастерская «Веб-дизайн». В районе имеется опыт работы по взаимодействию Кудеихинской, Порецкой, Анастасовской школ с Порецким детским домом имени И.Н. Ульянова. Но здесь снова возникает ряд причин, препятствующих организации обучения на этих площадках. Это, в первую очередь, материальные затраты, связанные с подвозом, сложность в составлении расписания и др. Как организовать данную работу - это один из актуальных вопросов сегодняшнего дня.
Приоритетом наряду с технологией остаются математика, физика, химия и ориентация ребят на естественно-научное и инженерно-техническое образование. Проблемы математического образования мы подробно рассматривали в прошлом году, наметили планы. Что удалось изменить?
Средний балл в этом году по профильному уровню в районе составил 50,59 % (Чувашия - 51, 18), а по базовому – 3,63 (Чувашия - 4,12) по пятибалльной шкале. К сожалению, 1 учащийся из 8 сдававших не справился с базовой математикой. Тут два серьезных вопроса к учителям: почему наши выпускники с сохранным интеллектом не могут преодолеть минимальный барьер и что они делали 11 лет в школе?
Еще более проблемной оказалась профильная математика. После основного дня почти 6,67 % выпускников, добровольно выбравших профильную математику, не перешагнули минимальный порог (это 25% сдававших из Кудеихинской СОШ, 10% - из Семеновской СОШ и 8,11% из Порецкой школы).
Полагаю, что руководители учреждений и педагогические коллективы должны обсудить результаты и принять меры по решению проблемы выбора ребятами профильной математики.
Окончательные выводы делать, наверное, еще рано, но серьезный сигнал о качестве математического образования мы получили. Учителя математики и физики района на прошлой неделе принимали участие в работе республиканской секционной площадки «Проблемы повышения качества физико-математического образования в Чувашской Республике», где обсуждали эту проблему. Надеемся, что пути улучшения качества математического образования ими будут найдены и первые предложения прозвучат на ближайшем заседании РМО.
Всем руководителям школ необходимо проанализировать результаты экзаменов, направить учителей математики на курсы повышения квалификации по индивидуальным программам, у кого результаты ниже среднереспубликанских.
Без качественного математического и естественнонаучного образования нет будущего. Поэтому директора школ вместе с методистами обязаны персонально заняться повышением качества преподавания математики, физики, химии.
Не должно быть средней школы, где не выбирается для ЕГЭ физика, химия. На слайде видно, что ЕГЭ по физике сдавало 43,9% выпускников района (Чувашия - 27%), химию – 13,41% (Чувашия- 14%). Следует отметить, что наши показатели по выбору такого предмета, как физика лучше среднереспубликанских. Но результаты по вышеуказанным предметам оставляют желать лучшего. Средний балл ЕГЭ по физике по району составил 45,89 (Чувашия-55,24), по химии 48,09 (Чувашия - 61,37).
Не понятна позиция некоторых школ, где физику и химию учащиеся вообще не выбирают, - это Кудеихинская и Анастасовская школы. Полагаю, что, не мотивируя выпускников на выбор предмета, мы закрываем дороги перед ребятами, мечтающими стать современными инженерами, врачами, военными.
Необходимо ставить конкретные задачи перед каждым педагогом и 11-классником! Если в 11 классе ученик не выбирает предмет по выбору, профильный предмет, то, что он делает в 10 классе?
Мы должны следовать принципу, что в 10 класс должны идти только те, кто готов к получению высшего образования! Необходимо педагогическим коллективам, руководству ОУ освободиться от местнических интересов: не надо держаться за детей в 10 классе любым способом, надо думать об интересах детей, семей, чтобы как можно раньше ориентированная не на высшее образование молодежь получала профессию и могла содержать себя и семью!
Профессиональное самоопределение школьников может формироваться только при создании в образовательных организациях мотивирующей среды развития. Она формируется как интерактивное образовательно-музейное пространство, позволяющее детям учиться и развиваться, исследовать, действовать, ломать, строить, творить и создавать. Нужно использовать в организациях общего, дополнительного образования «внекабинетное» пространство: в коридорах можно размесить интерактивные экспонаты, которые можно не только закупать, но и делать своими руками (в том числе на занятиях по технологии), это выставки изделий, сшитых на уроках домоводства, кулинарные выставки и пр., а также выносить из кабинетов часть редко используемого демонстрационного лабораторного оборудования.
Новшеством Чувашской Республики в этом году стало открытие в детских лагерях специальных профильных смен республиканского уровня, направленных на развитие профессионального самоопределения. Например, будущие инженеры собрались в «Нанограде», где изучались робототехника, наноконструирование и решались бизнес-кейсы ведущих предприятий республики. В ней участвовали 2 учащихся Кудеихинской СОШ. Впервые была организована профильная смена для юных лесоводов на базе ЗОЛ «Янтарный» Алатырского района. Наш район представляла команда «Озон» Напольновской средней школы. В рамках творческих направлений прошли профильные смены «АРТ-лето» для юных художников и музыкантов, в которых отдохнули 2 учащихся МБОУ «Анастасовская СОШ» и 4 ученика МБОУ «Порецкая СОШ» в творческой смене для одаренных детей «Индиго». В 4 профильную смену 2 школьника МБОУ «Порецкая СОШ» отдыхали в ДОЛ «Жемчужина Чувашии», где были открыты гуманитарная смена «Индиго» и краеведческая смена «Исследователи родного края», а также 3 ученика из Мишуковской и Кудеихинской школ участвовали в духовно-патриотическом учении «Горлица» на территории Чуварлейского бора (Алатырский район). На базе 6 школ работали пришкольные лагеря с охватом 240 детей. Пришкольные лагеря работали по определенным направлениям: духовно-эстетическому, туристско-краеведческому, спортивному, патриотическому.
В целом, через деятельность профессионального самоопределения за лето прошло 258 школьников.
Статистика 2015 года показывает, что школы района, в целом неплохо выполняют задачу продолжения образования нашими выпускниками. Около 48% выпускников основных школ продолжат образование в системе профобразования. Из выпускников средних школ 40,2 % поступили на технические направления.
Самой востребованной сферой в настоящее время стала система среднего профессионального образования. Об этом свидетельствуют и решения руководства страны, и сам рынок труда. Исходя из приоритетов современных реалий наши техникумы, колледжи должны стать локомотивами системы образования, экономики республики.
Справочно. В 2014 году на территории республики осуществлял свою деятельность 21 вуз, сейчас их количество сократилось до 20. Но сеть высших учебных заведений и их филиалов продолжает оставаться избыточной. В настоящее время руководство Минобрнауки России занимает жесткую позицию по оптимизации и повышению эффективности вузов. Большой резонанс вызвали результаты федерального мониторинга эффективности деятельности государственных вузов и их филиалов, по итогам которого значительное число учреждений попало в так называемый «чёрный» список.
Мониторинг выявил целый ряд проблем присущих нашим вузам (трудоустройство выпускников, недостаточный уровень международного сотрудничества и научной деятельности, низкий средний балл ЕГЭ у абитуриентов).
На сегодня в стадии реорганизации шесть вузов республики и в отношении еще шести осуществляется подтверждение прохождения мероприятий по государственному контролю (надзору) в сфере образования. Учредителям 4 вузов запрещен прием абитуриентов на новый учебный год.
Перед ОУ района уже обозначен ряд проблем, требующих немедленного решения. Но в заключение я хочу заострить Ваше внимание на перспективах 2016 года? Исходя из сложившейся экономической обстановки в мире, будет непросто в бюджетном плане, обострится конкуренция за грантовые средства, родители и социальные партнеры будут предъявлять повышенные требования к системе образования.
Директор Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодёжи Министерства образования и науки РФ Александр Страдзе, участвуя в работе республиканской августовской конференции, проинформировал о задачах, которые предстоит решать в ближайшее время, и главная цель которых - повысить качество образования. В их числе введение ФГОСов в дошкольном, начальном и основном образовании, работа над стандартами для старшей школы.
Он также акцентировал внимание на вопросах патриотического воспитания, поднял проблему детей с ОВЗ.
В новом учебном году начнутся изменения в ГИА. Помимо русского языка и математики, 9-классники должны будут выбрать еще 2 предмета. В последующие годы количество предметов по выбору будет расти: в 2018 году – до трех, в 2020 году – до четырех. Уже в 2017 году баллы будут выставляться с помощью федеральной шкалы и влиять на оценку в аттестате.
Одна из новых форм оценки качества образования - всероссийские проверочные работы. Это разновидность промежуточной аттестации на соответствие результатов обучения школьников требованиям, установленным стандартами. Проверочные работы будут проводиться по единым материалам, и оцениваться по единой методике. Проводить и проверять их будут учителя в школах. Всероссийские проверочные работы в 2015- 2016 учебном году впервые напишут четвероклассники по русскому языку, математике и окружающему миру. В последующие годы, по мере утверждения примерных программ и внесения изменения в государственные стандарты, проверочные работы будут проведены и в других классах.
С 1 января 2017 года будет внедрён «Профессиональный стандарт педагога». К этому времени будут разработаны и утверждены уровни квалификации педагога. Эффективный контракт позволит проводить прозрачные и доступные процедуры аттестации. Также планируется переход с традиционных учебников на электронные, будут изданы новые учебники истории. Разрабатывается федеральная целевая программа на 2016-20 гг., где запланированы средства на целевую программу «Русский язык» сроком на 5 лет, на модернизацию дополнительного образования в виде субсидий регионам.
Был отмечен положительный опыт республики по поддержке талантливой молодежи: специальные стипендии Главы Чувашской Республики для представителей молодежи и студентов за особую творческую устремленность, премии и стипендии глав муниципалитетов.
А. Страдзе поблагодарил руководство республики за хорошую работу по созданию в школах, расположенных в сельской местности, условий для занятия физической культурой, подчеркнув, что в настоящее время только три российских региона, в том числе Чувашия, полностью выполнили взятые на себя обязательства по ремонту спортивных залов.
Уважаемые коллеги!
В своем Послании Государственному Совету Чувашской Республики 21 января 2015 года М.В. Игнатьев особо отметил, что только «Вместе мы сможем многое! В единстве наша сила! Упорно трудясь, опираясь на собственные ресурсы, сохраняя стабильность, поддерживая друг друга, мы обязательно добьемся благополучия для каждой семьи Чувашии, для каждого ее жителя!».
Дорогие друзья!
Мы вновь начинаем учебный год! 1 сентября распахнутся двери 15 образовательных учреждений района. Каждое образовательное учреждение – это особый мир, в котором пересекаются интересы детей, родителей, педагогов и всех заинтересованных. Мы вместе должны сделать всё, чтобы детям и молодежи было комфортно, безопасно и хорошо, чтобы они шли в наши образовательные организации с радостью и интересом. Высокое качество образовательных услуг начинается на рабочем месте каждого из нас. От этого во многом зависит общий результат. И я думаю, что поставленные задачи в текущем году будут выполнены. Сегодня мне хотелось бы поблагодарить всех присутствующих руководителей образовательных организаций, методистов, всех педагогических работников за плодотворную совместную работу.
От всей души поздравляю вас с новым учебным годом! Желаю всем педагогам оптимизма, реализации всего намеченного, личного счастья, здоровья вам и вашим близким.