Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта -
http://porezk.cap.ru/
Масленица всегда была на Руси одним из самых радостных и веселых праздников, как во времена язычества, так и после принятия христианства. Считалось, что оставаться дома в это время - навлечь на себя беду, как встретишь и проводишь праздник, так и год пройдет.
В предвкушении близкого тепла и возрождения природы, народ провожает зиму, объедаясь всласть блинами с разносолами – главным лакомством Масленицы - и злоупотребляя горячительными напитками.
Для россиян Масленица была, как для итальянцев карнавал (в переводе «Говядина, прощай!»).
Кстати, и в утехах мы с ними были тоже похожи. Причем, не только красочными театральными представлениями, но и разудалыми боями, которые зачастую заканчивались сломанными носами, подбитыми глазами, а порой и более серьезными травмами.
В России кулачные бои сегодня практически изжили себя. Наши правоохранительные органы (наверняка справедливо) вполне могут расценить старинную русскую забаву "стенка на стенку" как банальную драку. А вот горячие итальянцы ежегодно во время карнавала устраивают апельсиновую битву, закидывая друг друга оранжевыми "снарядами".
Ничто не смогло заставить россиян отказаться от любимого веселого праздника. В одно время царь Алексей Михайлович весьма старался вразумить своих разудалых подданных. Воеводы рассылали по городам царские указы, запрещая частное винокурение, азартные игры и кулачные бои. Но ни угроза наказания, ни наставления патриарха не в силах были совладать с безудержным весельем.
А вот в 1724 году в Петербурге Масленица не удалась. Петр, известный любитель всяческих увеселений, намеревался и в новой столице устроить забавное санное шествие, но всю праздничную неделю мела метель и был жестокий мороз. Несколько дней участники процессии в костюмах и масках съезжались к месту сбора, но, окоченев по дороге, отправлялись отогреваться к кому-нибудь в гости. Увы, стихия победила.
Екатерина II по случаю своей коронации, подражая Петру I, устроила в Москве на масленой неделе грандиозное маскарадное шествие под названием «Торжествующая Минерва». Три дня ездила по городу маскарадная процессия, которая, по замыслу императрицы, должна была представить различные общественные пороки – мздоимство, казнокрадство, чиновничью волокиту и другие, уничтожаемые благотворным правлением мудрой Екатерины.
Со временем «катальная потеха» в городах совершенствовалась. На льду реки или на площадях стали возводить деревянные горки с нарядными павильонами. Горки украшали разноцветными флагами, еловыми и сосновыми ветками, даже деревянными скульптурами. В Петербурге в начале XIX века славились горы купца Подозникова. Они строились на Неве против Сената и достигали 26 метров в высоту. Кстати, катание с городских гор в то время было платным и стоило копейку. Возле ледяных гор разворачивалась бойкая торговля горячим сбитнем, чаем из дымящихся самоваров, сладостями, орехами, пирогами и блинами. Публику в больших шатрах-балаганах веселили скоморохи и любимый народный герой Петрушка.
В деревнях, где балаганов отродясь не бывало, жители сами становились действующими лицами необычной баталии – взятия снежного городка. Собравшись, они дружно возводили из снега крепость с затейливыми башнями и воротами. Чаще всего ставили ее на льду реки и посередине прорубали полынью. Затем участники игрища делились на две партии. Конные удальцы осаждали крепость, а ее защитники отбивались снежками, размахивали хворостинами и метлами, пугая лошадей. Победителя, ворвавшегося первым в ворота, ожидало испытание: его заставляли искупаться в ледяной проруби.
Но самым любимым и красивым масленичным обрядом было катание на санях. Выезжали все, у кого был конь, и по улицам наперегонки неслись разномастные упряжки: богачи щеголяли холеными рысаками и расписными санками, крытыми ковром, а вслед скакали крестьянские лошадки, вычищенные до блеска, украшенные цветными ленточками.
Конечно, главным угощением на Масленице были блины. Они пеклись и поедались в несметных количествах.
Кстати, в этом году последний день Масленицы приходится на 1 марта, а до «петровских реформ» – это было начало нашего, русского Нового года.