I. Общие положения
Акция проводится во исполнение Республиканской целевой программы «Молодежь Чувашской Республики: 2006-2010 годы» и плана основных мероприятий, проводимых в 2009 году в Чувашской Республике в рамках Года молодежи в Чувашской Республике.
II. Цели и задачи
Акция проводится в целях формирования отношения к здоровому образу жизни как к личному и общественному приоритету, пропаганды ответственного отношения к своему здоровью и состоянию окружающей среды, осуществления комплексных профилактических мероприятий, направленных на формирование негативного общественного отношения к асоциальному поведению.
III. Организаторы акции
Организаторами акции являются:
- Минобразования Чувашии;
- Минздравсоцразвития Чувашии;
- Минспорт Чувашии;
- Минкультуры Чувашии;
- МВД по Чувашии;
- УФСКН РФ по Чувашской Республике;
- Военный комиссариат Чувашской Республики;
- Совет ЧРО РОСТО (ДОСААФ);
- Фонд «Чувашия»;
- муниципальные органы по делам молодежи и управления образованием администраций районов и городов Чувашской Республики.
IV. Место и время проведения
4.1. Акция проводится в марте-апреле в образовательных учреждениях, учреждениях культуры, досуга, спорта и т.п.
4.2. Старт акции в общеобразовательных учреждениях рекомендуется проводить в форме Дней здоровья, физкультурно-оздоровительных, спортивно-массовых мероприятий, профилактических семинаров-тренингов, направленных на пропаганду здорового образа жизни и т.п.
4.3. Официальное открытие акции – 1 марта.
V. Участники акции
5.1. Возраст участников молодежных мероприятий от 14 до 30 лет.
5.2. Обязательно участие видных общественных деятелей, спортивной, культурной, научной общественности, молодежной культуры (ди-джеи, музыкальные группы, рэп-команды, брейк-команды) и др.
VI. Содержание и формы проведения акции
6.1. Акция может проходить с использованием различных форм и методов:
6.1.1. Информационно-пропагандистские площадки по информированию населения о мерах личной и общественной профилактики заболеваний социального характера, а также альтернативных формах организации досуга, физического и духовно-нравственного развития (информационная палатка: информирование населения по вопросам социально-значимых заболеваний, консультации специалистов, тестирование, раздача листовок, плакатов, буклетов).
6.1.2. Научно-просветительские конференции, семинары и тренинги для подростков и молодежи по программе «Сверстник сверстнику», для специалистов по профессиональной и общественной профилактике заболеваний социального характера, специалистов по работе с детьми и молодежью (презентации профилактических программ реабилитационных центров, мини-курс «Стоп-смокинг», посещение региональных центров и учреждений по профилактике заболеваний социального характера, мастер-классы, круглые столы, тематические встречи, открытые семинары по обучению инновационным технологиям профилактики заболеваний - туберкулез, сахарный диабет, онкологические, инфекционные и венерические заболевания, вредные привычки и др.).
6.1.3. Консультации специалистов по вопросам медицинской профилактики заболеваний социального характера.
6.1.4. Диагностика и выявление заболеваний социального характера.
6.1.5. Пропагандистские акции (фестиваль здоровья, «Будь чист!», «Спорт против наркотиков», акция по уничтожению сигарет, акции «Чистый город», «Курить не модно», «Знаешь сам – расскажи другому!», «Зажигай (правильно, красиво, модно, спортивно, свежо, творчески, ярко, безопасно, без алкоголя, наркотиков, никотина, уважительно, витаминно, чисто и т.п.)», «Здоровое поколение – ориентиры XXI века» и др.) с участием творческих коллективов района (города), звезд эстрады, представителей культурной, спортивной общественности, общественных объединений, органов власти и управления всех уровней, социально-активного бизнеса. В программе праздников может проходить награждение за достижения в области спорта, науки, культуры и др. В рамках фестиваля здоровья в каждом районе (городе) одновременно могут работать выставочные (презентация технологий, проектов, программ по вопросам формирования здорового образа жизни, товары и услуги для здорового образа жизни, выставка экологически чистых продуктов и материалов и др.), информационные, спортивные, интеллектуальные, досуговые площадки (школа ди-джея, супер-дискотека, граффити-класс, выставка творческих работ «Будь здоров!», представление работ школ искусств, центров молодых модельеров, стилистов, боди-арт класс, озеленение парков, скверов, дворов, праздники двора и др.). Они являются неотъемлемой частью программы центральной площадки и ориентированы на представителей различных возрастных групп. Территория центрального мероприятия акции (крытый стадион, дворец спорта, выставочный центр) может быть поделена на малые площадки, в рамках которых пройдут презентации проектов и программ государственных, некоммерческих, общественных, бизнес структур по оздоровлению нации.
6.1.6. Спортивные мероприятия: спортивные соревнования для семейных команд, показательные выступления спортсменов, фестиваль спортивного танца, вело и мотопробег, фитнесс-класс для различных возрастных групп, презентация организаций физкультурно-оздоровительного и туристического комплекса, демонстрация экстремальных видов спорта и др.
6.1.7. Благотворительные акции, направленные на решение финансовых проблем, связанных с оздоровлением детей, подростков, молодежи; волонтерская работа (подготовка волонтеров для работы в группах повышенного риска и пр.). Например, в области здравоохранения - диагностика и выявление детей, нуждающихся в операциях на сердце и др.; диагностика и выявление детей с ослабленным слухом; благотворительные концерты в лечебных учреждениях; награждение организаций, предприятий, компаний, внесших наиболее весомый вклад в оказание помощи детям памятными наградами; вручение сертификатов на проведение операции и т.п.
6.1.8. Показ кинофильмов и кинолекториев.
6.1.9. Социологические исследования, опросы, тесты, анкетирование.
6.1.10. Пресс-конференции, ток-шоу с участием известных людей республики, которые выступают в поддержку здорового образа жизни.
6.1.11. Круглые столы, по итогам которых должны быть разработаны конкретные рекомендации по формированию здорового образа жизни или план работы с учетом оценки проблем в районе (городе) – состояние преступности, уровень заболеваемости, состояние здоровья призывников, количество нарко-табако и алкогольно зависимых, состоящих на профилактическом учете, количество правонарушений, семей группы социального риска и т.д.
6.2. Возможные темы секционных занятий:
- Технология продвижения здорового образа жизни в группах повышенного риска.
- Психолого-педагогические аспекты профилактики наркомании среди детей и молодежи.
- Региональные особенности здоровья россиян. Преодоление демографического кризиса в России.
- Роль СМИ в процессе формирования здорового образа жизни.
- Развитие системы массового спорта.
- Развитие институтов гражданского общества. Совершенствование правовых основ и практики взаимодействия общественных институтов и органов государственной власти.
- Привлечение молодежи к активной общественной деятельности, направленной на формирование здорового образа жизни.
- Профилактика заболеваний социального характера (сердечно-сосудистые заболевания, гипертония, туберкулез и др.).
- Профилактика ВИЧ и СПИДа.
- Инновационные и нетрадиционные формы организации здорового образа жизни.
6.3. Старт акции начинается с Дней здоровья, физкультурно-оздоровительных, спортивно-массовых мероприятий, профилактических семинаров-тренингов, направленных на пропаганду здорового образа жизни, уроков здоровья, которые предполагают проведение мероприятий по формированию навыков ЗОЖ с использованием современных информационных технологий и методик (мультимедийная презентация, диспут-обсуждение, коммуникативная площадка, ток-шоу по командам, мастер-класс по аэробике и пр.). По возможности исключить традиционные формы (монолог, беседа, рассказ, литмонтаж и др.).
6.4. В начале и в конце акции необходимо обеспечить проведение мониторинга эффективности акции.
6.5. Все мероприятия должны быть направлены на создание положительного имиджа здорового человека.
VII. Финансирование
Финансирование мероприятий акции осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на основную деятельность.